Никогда бы не подумал, что в Пензенской области я попаду в пещерный монастырь, — но попал.
Сазанья пустынь, называемая официально Казанской Алексиево-Сергиевской, находится рядом с Сердобском, в посёлке Сазанье. Раньше эти места относились к Саратовской губернии, а потом и области — до 1939 года. Когда я об этом узнал, мне показалось, что место таким образом стало теперь казаться севернее, чем оно есть на самом деле, — влияние административной географии на ментальную.
Название Сазанье получило от Сазань-горы, где находится пустынь. Ходят легенды, что некие отшельники вырыли себе в ней, поросшей глухим лесом, пещеры ещё в XVIII веке. Что будто бы этот тайный монастырь не относился ни к одной епархии и что там попросили убежища некоторые пугачёвцы, а монахи не отказали; но нагрянул правительственный отряд и порубил всех, не разбирая, где отшельник, а где бунтарь.
Достоверная история Сазаньей пустыни куда моложе. В 1901 году там, в лесу, вырыл себе пещерную келью Сила Жулин из сердобского села Боровая Полянщина, не захотевший быть больше крестьянином; монахом он, правда, стал только в 1913 году. Вторым основателем стал старец Андрей, а в миру сердобский мещанин Андрей Грузинцев, попросивший у сердобской Думы уступить ему место в овраге «для молитвы и подвигов». Было это, кажется, в 1904-м.
Пещер становилось всё больше, строились храмы и на земле, но особенно большим монастырь так и не стал: в 1908 году там жило 30 человек, включая 16 послушников, в 1918-м — 29. Закрыли монастырь в 1923-м, и с тех пор он пребывал в запустении, а пещеры привлекали детей, подростков и чёрных копателей — и порождали легенды за легендами. В них находили свечные огарки и останки людей, а со временем многие стали считать, что пещеры распространяются по всей горе и выходят чуть ли не к Сердобску.
В начале девяностых вход в них полностью завалили — после того, как туда забрались в поисках сокровищ несколько солдат из соседней воинской части и попали под обвал. Их нашли, к частью, под землёй живыми, но соблазны решили прекратить одним махом.
Когда в 2004-м иеромонах Андрей (Афанасьев), по чьей инициативе Сазанская пустынь возобновилась, стал искать с краеведом Сергеем Маркиным и другими местными жителями вход в пещеры, то никто не мог точно указать нужное место. Тогда соединили две ветки колючей проволокой в крест и поставили в произвольном месте; там же, когда экскаватором, а потом вручную начали загребать землю, и нашли искомое отверстие. Так, по крайней мере, вспоминал отец Андрей позднее.
С тех пор монастырь начали восстанавливать, и теперь он живёт обычной православной жизнью. В 2005-м построили храм в честь Казанской иконы Божией Матери, с него всё и началось. Колокольню с воротами вы уже видели, а это памятник, который стоит рядом с пустынью: журавли духовно устремляются в небо.
Эту работу подарил скульптор Владимир Трулов, живущий в Москве, а родившийся в Сердобске: плодовитый и разнообразный.
Сам монастырь, ухоженный и цветущий, выглядит в некотором смысле идеальным сельскохозяйственным посёлком современной России: аккуратные домики, обшитые сайдингом. Я потом узнал, что в монастыре есть гостиница для паломников, сделанная из подаренного РЖД купейного вагона, — жалко, что не увидел её.
В одном из этих домиков — монастырский музей. Трудно сказать, о чём он: обо всём. Разные музеи всякой всячины я видел, но православный — в первый раз. В нём много трогательного, много грустного, много забавного, много никакого, а главное — очень, очень много всего. И относящегося к истории пустыни, и совсем не относящегося.
Отдельные витрины посвящены основателю обновлённой пустыни, отцу Андрею (Афанасьеву): документы его, фотографии.
Я сначала удивился, зачем это; и тем более так. Но чуть позднее узнал, что это память: он умер в 2016-м внезапно и совсем молодым, на 42-м году жизни.
Здесь есть интересный образец христианской деревянной скульптуры — жаль, не знаю, откуда он и когда и кем сделан.
Ещё в музее несчётное количество пасхальных и как бы пасхальных яиц. С цыплятами и матрёшками, с церквями и святыми, с русской зимой и народными узорами, большие и малые, свечки и так. Экскурсовод сказала, что есть даже яйца Фаберже: «Но не такие, которые на аукционах «Сотбис» продают, а эконом-класса».
Но ещё более поразительна коллекция статуэток с изображением Христа, ангелов, святых и мучеников. Не знаю, откуда они берутся в таком количестве, — я подобное скульптурное безостановочное изобилие видел только в магазинах на улицах Ассизи, одного из главных католических городов мира, где разговаривал с птицами и похоронен Франциск Ассизский.
Многие из этих статуэток забавны до смешного — несмотря на то, что изображают совсем несмешное: Христа на кресте, Моисея с только что полученными скрижалями или праотца Адама, который напоминает роденовского мыслителя, который решил больше вообще не думать, но только стыдиться. Сотворение неба и небесных сил представлено барочным ансамблем ангелов и ангелочков различного происхождения.
Музей суетлив, а Казанская церковь нарядна. Снаружи — вроде бы обычный кирпичный храм, но внутри интересная угловатая структура.
Неподалёку от храма начинается лестница в овраг, где в круглой башенке — вход в подземелье.
Протяжённость сазанских пещер — 117 метров; это несколько крошечных келий, соединённых ходами невысокими и очень узкими: 60-80 см, вдвоём не разойтись. Кроме келий есть подземный храм Николая Чудотворца, он просторнее, 4,5х9 м.
Теснота и темнота, круглогодичная температура пять градусов. Как тут жили монахи, доподлинно неизвестно, свидетельств не сохранилось или они пока не найдены в архивах. Рассказывают, что некоторые монахи запирались в молитвах от мира совсем, буквально: келья отделялась стеной, оставалось только окно, через которое проникал воздух и передавали еду (и, видимо, выносили ведро с нечистотами). Если три дня приносимые пища и вода оставались нетронутыми, келья замуровывалась. Но так ли было здесь на самом деле?
Рядом с подземным храмом — кладбище: комната, где перезахоронили основателя монастыря Андрея Грузинцева и останки братии, которые нашли, когда расчищали и переобустраивали пещеры. В нише — череп неизвестного: помни о смерти, будешь таким.
Там же оставили неукреплённой часть пещеры, где любой желающий может взять земли, из которой она состоит, чтобы прикладывать к больным частям тела или хранить дома. Эта метонимическая передача святости кажется мне чистым язычеством, но таково народное русское православие: верить в вещи, совершенно невероятные ни с атеистической точки зрения, ни с церковной даже — ведь исцеляет вера в бога и его милосердие, а не флюиды праха.
Когда мы поднялись наверх, над Сазаньим начался дождь. Нас спросили, не хотим ли мы дойти до источника и купели. Некоторые из нас хотели, и я в том числе. Пока мы спускались в овраг, торопились по дорожке и спускались потом ещё и к источнику, дождь разошёлся в ливень; мы промокли за минуту, но рядом с источником был навес со странным, как будто колодезным, срубом внутри. Я спрятался там, другие укрылись в избушке с купелью; рядом с дверью там была табличка, которая призывала вести себя в этом месте благочестиво и не убивать даже насекомых.
Дождь шёл и шёл, и сразу наступил покой, а всё остальное стало неважным: нет зонта — и нет, значит, надо ждать, пока дождь не перестанет. Зато есть крыша над головой, и можно смотреть, как вода вытягивается от гравитации в длинные капли, и они летят к земле и как будто одновременно стоят себе в воздухе и сверкают от солнца, которое просвечивает через тучи. И можно смотреть, какими красивыми при этом дожде в тёмном лиственном лесу становятся искусственные цветы, которые прибиты к поддерживающим крышу столбикам, — и какими яркими становятся и они, и оранжевые лилии, и травы и листья после дождя, потому что он всё не прекращался, не прекращался, но потом всё-таки прекратился.
В книжке про пустынь, которую я купил в монастырской лавке, я нашёл фотографию этого овражного места в 2005 году, когда источник стали расчищать. Голая пустота, бетонное старое кольцо, камни, пыль: мерзость запустения, место бывшей поселковой свалки — но и начало нового. 50 КамАЗов мусора вывезли оттуда, всё обустроили — и вот теперь какая красота.
В той же лавке я купил пряник, который делают по монастырскому рецепту в местной пекарне «Фермер-Плодородие» — «в зубринском цеху», как тут говорят. Пряником, если что, можно пренебречь: он совсем не пряный и необязательный.
В Пензенской области есть и ещё один пещерный монастырь: Сканов. Он совсем в другой стороне, рядом с Наровчатом, в кленовом лесу. Пещерная система там гораздо распространённее, но под землю пока из-за пандемии не пускают.
Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Пензенская область, Сердобский район, посёлок Сазанье.
_________________________________________
В следующих выпусках «Вечернего Лошманова» — новые истории про еду и путешествия. Подписывайтесь! И ещё у меня есть телеграм-канал, где больше коротких рассказов.
В конце, по традиции, — хорошая африканская музыка. Сегодня — привет из Зимбабве: Сафирио Мадзикатире и его заводная чимуренга.