До 19 века понятие мифологии было связано исключительно с древней цивилизацией. Но еще в первой половине позапрошлого века ученые разных стран обратили внимание на мифологию своих народов. Россия не была исключением. А.С. Кайсаров, М.Д. Чулков и другие исследователи того времени заложили основы изучения славянской мифологии.
Мифология - это сборник мифов - сказок о богах, героях и других фантастических и полуфантастических существах. Эти легенды объясняют происхождение мира, человека, природных явлений. Наряду с такой мифологией (называемой высшей) выделяется низшая мифология - рассказы о духах природы, домашних духах и других фантастических существах, которые, в отличие от богов, живут в непосредственной близости от человека.
Среди ученых нет единого мнения о связи между мифологией и религией. Одни исследователи считают, что мифы возникли в основном русле религии, другие - что изначально возникли мифы, которые были попытками объяснения природных явлений, и лишь позже они породили поклонение богам - религию. Но связь мифологии и религии в любом случае очевидна
Славянская мифология связана с дохристианской религией славян. Эта религия была языческой.
Язычество - это собирательный термин, используемый для обозначения религий, не имеющих признаков религии откровения. Последние характеризуются верой в Единого Бога; признание существования других богов, равных Ему, не допускается. Единый Бог открывает свою волю людям через избранных им людей - пророков или через собственное человеческое воплощение. Такие откровения записываются и сохраняются в книгах, которые считаются священными. Приверженец религии откровения пытается «смотреть на мир глазами Бога», поэтому моральные заповеди играют важную роль в таких религиях. Такие знаки есть только у трех религий - иудаизма и христианства и ислама, генетически связанных с ним.
Религия древних славян не имела никаких признаков религии откровения. Было много богов. Каждую из них можно трактовать как верховную - в разных регионах и в разные эпохи таковыми могут считаться Род, Перун, Велес, Святовит, но это не исключает поклонения другим богам.
В основе языческой религии лежит обожествление природы, которое в принципе не может иметь нравственной сущности. «Добрые» и «злые» духи и боги языческой религии - это не моральные оценки, а представление о пользе или вреде человека, поэтому язычник стремится установить хорошие отношения как с добрыми, так и с злыми духами. Именно такая ситуация описана в «Сказке веков», где говорится о жертвах, которые языческие славяне приносили «призракам и берегам».
Для языческих религий не характерно наличие священных книг, даже если существует литературная трактовка мифов: в Гомеровской Илиаде говорится о богах и отношении людей к ним, но древние греки не считали это стихотворение священным текстом. Религия древних славян не оставила даже таких письменных источников. В последние десятилетия делались попытки объявить книгу Велеса «священным писанием» древних славян, но ложность этого «литературного памятника» давно доказана учеными.
Все эти признаки позволяют отнести религию древних славян, на которой основана славянская мифология, не к числу религий откровения, а к числу языческих религий.