Найти в Дзене
Библио-лаборатория

"Пес войны и боль мира". Капитан ландскнехтов, Князь Преисподней и магия в романе Майкла Муркока.

Майкл Муркок — настоящая легенда в мире фантастики. Редактор главного рупора «новой волны» фантастики, журнала «Новые миры», ставшего стартовой площадкой для многих звезд современной фантастики — Олдисса, Балларда, Браннера, Диша, Спинрада. Поэт, музыкант, продюсер. И, наконец — самобытный и очень плодовитый писатель, создавший удивительную Мультивселенную, включающую в себя практически все его произведения, большая часть из которых объединены одним общим архетипом — Вечным Героем, проявляющимся в них в самых разных воплощениях.

Должен сказать, что мое знакомство с творчеством Муркока в начале далеких девяностых, можно сказать, практически не состоялось. Я прочитал два отвратительно переведенных романа откуда-то из середины цикла об Эльрике, и остался настолько не впечатлен, что, во-первых, не запомнил ни названий, ни содержания, а, главное — не обращался больше к Муркоку вплоть до совсем недавнего времени, когда случайно вышел на него через историю группы Hawkwind и решил дать ему еще один шанс.

Волей случая первым прочитанным после тридцатилетнего перерыва романом Муркока оказался «Пес войны и боль мира», написанный в 1981 году. Меня, конечно же, в первую очередь привлекло броское и удивительно поэтичное название, причем настолько, что я даже не посмотрел в аннотацию книги и совершенно не знал чего от нее ждать, кроме подозрения, что серьезно заблуждался все эти три десятка лет. Как вы, наверное, уже поняли — подозрение полностью оправдалось.

Осада Магдебурга (картина кисти Питера Мёленера). Реальный эпиход  Тридцатилетней войны, в которой по сюжету принимал участие Ульрих фон Бек - разграбление и сожжение Магдебурга
Осада Магдебурга (картина кисти Питера Мёленера). Реальный эпиход Тридцатилетней войны, в которой по сюжету принимал участие Ульрих фон Бек - разграбление и сожжение Магдебурга

«Пес войны и боль мира» - это одновременно жестокая и романтическая история, в которой искусно сплетены вместе реальные события прошлого, эсхатологические мотивы, отблески традиционного рыцарского романа и чистая «героическая» фэнтези. Герой романа - Ульрих фон Бек, наследник не самого знатного дворянского рода, презревший скучноватые семейные традиции, окунувшийся в мальстрем Тридцатилетней Войны и вынырнувший из него циничным и усталым капитаном наемников. Его путешествие в никуда по опустошенной, выжженной войной стране неожиданно приводит его… В земную резиденцию Люцифера, с которым он заключает неожиданный договор. Фон Бек обязуется найти и доставить Люциферу Святой Грааль, а взамен тот обещает освободить уже проклятую душу капитана, избавить того от ада. Ну и прекрасная дева тоже тут, куда ж без нее (хотя я, честно говоря, думал, что она окажет куда большее влияние на сюжет, чем просто «пряник» для главного героя в начале книги), тоже проклятая, на службе у Князя Преисподней.

И начинается великое странствие капитана Ульриха фон Бека, бросающее его из реального мира в странное междумирье, включающее в себя насилие и магию, надежды и отчаяния, мечту Люцифера о примирении с богом, могущественного отшельника-мага и пленных демонов, восстание в Аду и проклятого предыдущего искателя Грааля, мечтающего об абсолютной власти и свержении Бога. Отдельно, конечно, надо отметить спутника Вечного Героя в этой части Мультвселенной: молодого казака, которого Муркок называет исключительно по фамилии — Седенко (хотя крайне сомнительно, что у рядового казака в начале семнадцатого века вообще могла быть фамилия). Не стоит, конечно, рассматривать этого персонажа, как попытку исторически достоверного изображения казака. Вряд ли Муркок ставил перед собой такую задачу, скорее ему просто нужен был персонаж, оттеняющий главного героя, чистый душой варвар, преданный другу, наивный и прямолинейный. Не кондотьера же, в конце концов было таким делать…

Обложка француского издания романа
Обложка француского издания романа

Роман открывает цикл, посвященный жизни и приключениям разных членов семьи фон Бек (часть из произведений была написана раньше, но героев звали иначе, и титул с фамилией они получили лишь в позднейших редакциях), и он настолько меня заинтриговал, что я обязательно углублюсь в цикл. Да и вообще в творчество Муркока - на очереди его роман «Черный коридор», так что скоро будет еще один обзор о Мультивселенной.

Собственноручно подписано в году нашего Господа две тысячи двадцать первом.

P.S. Интересно, не из истории ли капитана фон Бека черпала вдохновение Елена Хаецкая, создавая свою мрачную фантазию о Германии семнадцатого века «Мракобес»? Уж больно местами схожа темная эстетика мира ландскнехтов, бродячих монахов, ведьм и колдунов...