Найти тему

Евангелие 3-е, о светильнике для тела и двух господах:"Не можете служить двум господам"

Однажды Господь сказал Своим ученикам: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно (Мф. 6: 22-23)». Но как убедиться в том, что твой светильник, твое око ума и сердца, взгляд на окружающий духовный и материальный мир, твоя совесть, являющаяся свидетелем всех душевных устремлений человека, — чисты? Это очень важно, ведь в том же разговоре Господь предостерегает: «Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? (Мф. 6:23)»

Воскресное Евангельское чтение 3-й Недели по Пятидесятнице, которое называют «о светильнике» или «о двух господах» (Мф. 6:23-33), помогает понять, что является критерием чистоты внутреннего зрения, ясности «душевного ока».

В череде многочисленных наставлений и притч «Нагорной проповеди» Спасителя (Мф.5:1-7:29), особое место занимает и этот рассказ. Сначала Господь поведал о важности иметь чистым «око души» и тут же прибавил своеобразную притчу  о «двух господах»…

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (богатству) (Мф. 6:24)».

Действительно, человеческая жизнь имеет две составляющие: жизнь тела, требующая ежедневных забот, вызывающая страх за собственное будущее и будущее близких, и жизнь души, связанная с духовным миром. Порой бывают трудно установить баланс между жизнью души и тела, потому что материальный мир легко поддается  восприятию чувств, а восприятие духовной  жизни требует усилия в совершении добрых  дел и молитве. Но если внимание к насущным потребностям тела захватывает человека полностью, возникает привязанность к материальным благам, стремление все больше и больше увеличивать благосостояние в ущерб миру и спокойствию собственной души, что и называется «служением маммоне». А между тем, любостяжание  или страсть к накоплению богатства, зачастую служит мотивом к совершению многих других грехов.

Поэтому Господь и предостерегает: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26)» И об одежде: «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, кáк всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! (Мф. 6:28-30)»

Конечно, человек должен работать («…если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Сол.3:10)), должен собирать урожай, делать заготовки на зиму. И это нисколько не противоречит Евангелию. Во всех  монастырях усердно заботятся «о завтрашнем дне» братии и о том, как накормить паломников. Никто не призывает христиан уходить в пустыни и пытаться жить как птицы. Забота о пище и одежде, устройство быта и планирование будущего, особенно о будущем ближних обязательно должны находиться в сферы внимания христианина «…Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8)! Однако чтобы это попечение принесло добрый плод, крайне необходимо все делать с молитвой, с мыслью о Боге, Который является источником всех материальных благ!   Вот что понимается под словом «не заботьтесь» — нельзя быть ослепленным заботой, нельзя оставлять Бога и прилепляться душой и телом лишь к земному, как свойственно людям, не имеющим представления о духовном мире: «…Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6:33)».

Известный толкователь Священного Писания, святитель Николай Сербский (XX в.) настойчиво предостерегает христиан от «разделения» своего сердце на служение «двум господам»: «…Будь постоянен в преданности Богу и не разделяй сердце свое, но, возложив руку свою на плуг на ниве Господней, не озирайся назад». Когда забота о земном захватывает человека полностью, он начинает надеяться не на Бога, а на земное благополучие, а это уже есть идолопоклонство, служение «маммоне», приводящее зачастую к многим и тяжким грехам.

Блаженный Феофилакт Болгарский (XI в.) в своем толковании Евангелия весьма категорично замечает, что «все преданные житейским заботам маловерны, ибо если бы они имели совершенную веру в Бога, не стали бы так много заботиться». И еще: «Довольно для тебя, что ты беспокоился о нынешнем дне; если же еще станешь заботиться о завтрашнем, то, постоянно заботясь о телесном, когда будешь трудиться для Бога?»

Другой толкователь Священного Писания, греческий богослов Евфимий Зигабен (XI в.) справедливо задается вопросом: «Что же? Разве Авраам не был богат? Или Иов и другие (праведники)?» И отвечает на него так: «Да, они были богаты, но не раболепствовали богатству, а были господами его и раздавали его неимущим».

Итак, нельзя служить «двум господам», — Богу, сотворившему небо и землю (Пс. 120:2), и богатству, которое тоже, между прочим,  сотворил Господь. Невозможно установить прочный баланс между противоположными стремлениями — к Богу и страстью к обогащению. Одно из них  обязательно будет брать верх. Так почему же не поставить над всеми своими делами и поступками мысль о Боге, трудясь и заботясь о ближних, сверять свои поступки с Духом Евангелия, обладая земными благами, не привязываться к ним, а лишь усерднее обращаться в молитве к Спасителю, чтобы Он вразумил, как правильно поступать с вверенным твоему попечению богатством?

«Светильник тела», наше душевное око, постоянно нуждается в очищении, чтобы путь нашей жизни всегда был озаряем небесным светом. Проверяется же чистота души степенью привязанности к Богу, источнику всякого добра и света.  Если око твое темно, значит, тебе еще предстоит отречься от служения страстям. Служение Одному Господину спасительно для всех — богатых и бедных. Озаренная светом Христа жизнь приведет каждого ко спасению и научит, как правильно распорядиться вверенным тебе богатством.

Опубликовано в газете "Воскресение", Минск