В своей практике встречала разные виды прокрастинаторов, у меня родилась некая классификация. Расскажу о ней.
1. Прокрастинатор “по жизни”
Таких сотрудников стараюсь “отловить” на собеседовании и первый звоночек – это когда кандидат рассказывает о своем функционале.
Иван П. пришел на собеседование на должность менеджера по продажам в костюме, опрятный и бодрый. Улыбался и давал социально ожидаемые ответы на мои вопросы, пока не ушли в конкретику.
- Расскажите, чем вы занимались на предыдущем месте работы?
- Ну, как... Я продавал...
- Можете рассказать о вашем рабочем дне, из чего он состоял?
- Я приходил на работу, включал компьютер, проверял почту, потом отвечал на письма, еще звонил и продавал
- Как вы планировали свой день? Неделю? Месяц?
- ... (пыхтит) не планировал, нам планы руководитель ставил
Этот разговор сам по себе, конечно, еще не подтверждает факт прокрастинации, но дальнейшие вопросы о личных целях, планах и форме их достижений расставляют все по местам. И знаете, еще заметила, зачастую, прокрастинаторов ловлю на мелкой лжи, на нестыковке фактов. Например, на вопрос сколько в день вы занимались звонками клиентам, ответ – примерно, 80% времени. А на вопрос сколько конкретно звонков или клиентов – ответа нет или цифра не соразмерная озвученному ранее времени.
2. Прокрастинатор “поневоле”
Такие сотрудники появляются обычно в компаниях с плохо отстроенными бизнес-процессами и с размытым функционалом отделов.
Ирина Ю. пришла в компанию на должность помощника менеджера, ее основная задача – помощь менеджеру в решении вопросов. Чаще всего это вопросы взаимодействия между отделами. Первые шесть месяцев Ирина была активна и проявляла инициативу, но вопросы решались сложно, было много конфликтных ситуаций, сотрудники других отделов редко шли на встречу. Все это привело к выгоранию и, как следствие, к прокрастинации. Появился страх, вопросы откладывались и копились, превращаясь в большой “снежный ком”.
Совместно с Ириной мы разработали матрицу, в ней четко прописали к кому обращаться с каким вопросом, Ирина получила от меня гарантию поддержки в случае, если вопрос не решается или саботируется другим отделом, так же Ирина участвует в оперативках отдела и может говорить во всеуслышание о текущих вопросах. Этого стало достаточно для возврата сотрудника на позитивный активный и эффективный путь.
3. Прокрастинатор “звезда”
1. Это сотрудники, которые не первый год успешно работают в компании, есть высокие достижения в работе и лояльность к компании, но... в определенный момент они становятся прокрастинаторами. Причин может быть несколько. Во-первых, банальная усталость, нет ресурса, чтобы приступить к работе. Причем многие из уставших не разрешают себе отдыхать. Страх потерять статус лучшего в своей деятельности, страх “не успеть” не дает возможности расслабиться, а со временем такое поведение закрепляется и приводит к прокрастинации, далее может привести к депрессии.
Во-вторых, потеря смысла. Например, однообразные привычные задачи становятся не интересными, а потом начинают вызывать отвращение. Или вариант, когда сотрудник готов к переходу на более высокий уровень, но по каким-то причинам переход не состоится. Виталий С., ведущий менеджер отдела, работает в компании более трех лет, показывает высокие результаты в своей работе, занимается обучением новых сотрудников и постоянно выходит с предложениями по повышению эффективности работы отдела и компании. Всем и руководителю, в том числе, понятно, что Виталий рассчитывает на повышение до заместителя руководителя отдела. В определенный день на должность заместителя руководителя выходит совершенно новый сотрудник, приглашенный со стороны и в этот же день Виталий “ломается” и начинает прокрастинировать. Участились перекуры и чаепития, решение задач откладывается на потом, “огонек в глазах” потух. Личные показатели работы пошли вниз, потянув за собой показатели отдела. Что делать с таким сотрудником? Верно, дать ему новый смысл. Виталию предложила войти в проект по повышению эффективности бизнес-процессов компании, выделила для него блок в проекте, который он возглавил.
Что делать чтобы НЕ допустить прокрастинации у сотрудников и ... у себя?
∙ Отслеживайте и НЕ принимайте таких сотрудников на работу, задача руководителя не заниматься перевоспитанием, задача – получать результат совместно с сотрудниками.
∙ НЕ создавайте условия в которых может появиться прокрастинация.
∙ Делайте функционал сотрудника понятным, поддерживайте в решении сложных вопросов.
∙ Придавайте смыслы работе сотрудников и... себе!
∙ Создавайте безопасную среду. Инициатива НЕ наказуема, проблемы решаемы, страхи преодолимы.
∙ Своевременно отправляйте сотрудников в отпуск и про себя не забываете.
∙ Рутинные задачи разбавляйте интересными или передавайте от сотрудника к сотруднику.
∙ НЕ отрицайте прокрастинацию, стараться не замечать – это не выход из ситуации!
Текст: Наталья Якимова