Ан-14 «Пчёлка» — советский лёгкий транспортный самолёт, разработанный в ОКБ-153 О.К. Антонова для замены Ан-2. Первый полёт совершил 14 марта 1958 года. Самолёт имел возможность короткого взлёта и посадки, и был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. В 1965-1972 годах было построено 340 таких самолётов.
Ан-14А ‒ первая серийная версия, выпускавшаяся в 1965-1970 годах.
Находящийся в Монино грузопассажирский Ан-14А (зав.н. 500303) с двумя двигателями АИ-14РФ изготовлен в ноябре 1965 года на арсеньевском заводе «Прогресс» и передан на испытания в ГосНИИ МГА. 8 марта 1967 года самолёт поступил в Смоленский ОАО (287 ЛО) МУ СПиМВЛ. 29 августа 1967 года зарегистрирован, как СССР-81553.
В начале 1971 года согласно Приказу МГА №067 от 14 декабря 1970 года передан в Ворошиловградское ВВАУШ, где эксплуатировался под номером «01 красный» и в цветовой схеме ВВС.
За время эксплуатации самолёт налетал 703 часа, в т.ч. 477 часов после последнего ремонта, произвёл 677 посадок. 21 января 1977 года совершил свой последний полёт в Монино (лётчик Литвинчев).
В музее самолёт был установлен на открытой площадке позади Ту-114, между Ан-10 и Ан-12.
В 1989 году Ан-14 вместе с Ан-2, Бе-32 и М-15 был перемещён в угол за ангаром № 8, где находится и поныне.
В 1990-е экспонат пострадал от рук вандалов. Если полистать галерею ниже, то будет видно, как с годами самолёт терял иллюминаторы. Повезло, что вандалы не тронули блистеры кабины. Их восстановить было бы гораздо сложнее, чем плоские иллюминаторы.
В 1992 году с самолёта сняли на перетяжку рули, закрылки и элероны, но так и не вернули их на место. Они до сих пор лежат и ждут восстановления.
Впервые волонтёры занялись Ан-14 осенью 2013 года, когда отмыли салон от многолетней пыли. 12 апреля 2014 года поставили новый замок на входные створки. На этом работы прервались на годы.
24 ноября 2018 года волонтёры подняли самолёт с грунта и подложили под колёса небольшие бетонные плиты.
С весны 2019 года самолётом занимается бригада Максима Лаптева. Ведётся ремонт обшивки крыла, декоративных панелей салона, герметизация, борьба с коррозией.
Слово волонтёру Олег Гаврюшенко:
Давно уже наша «Пчёлка» стояла с помутневшим боковым остеклением кабины. И помутнело оно не от времени или влияния ультрафиолета и других природных факторов. Как-то давно приходили в Музей некие люди, желающие снять матрицу с этих элементов остекления для изготовления новых. Возможно, это мероприятие им удалось, и сейчас кто-то имеет новые боковые стёкла.Но эти люди, видимо, не учли тот факт, что используемое ими средство в качестве «разделителя» так сильно окажет влияние на поверхность остекления «Пчёлки». В итоге, у нас и родные стёкла пришли в ужасное состояние, и новых не появилось.
В марте 2020 года Олег наждачной бумагой отполировал боковые стёкла кабины. Было/стало:
22 августа 2020 года в связи с открытием кедровой «Аллеи лётчиков-Героев» самолёт вручную развернули на 90°.
Самолёт был выполнен в грузопассажирском варианте, поэтому для пассажиров в салоне предусмотрены только откидные сидушки по бортам.
Кабина сохранилась в неплохом состоянии. В правой части приборной панели установлен бортовой рентгенметр ДП-3Б, предназначенный для ведения радиационной разведки.
Будем надеяться, что в скором времени мы увидим монинскую «Пчёлку» возрождённой!
Источники и дополнительная информация: