Популярный французский художник Мишель Корман рассказал ARTLIFE ACADEMY о том, почему терпение — ключ к успеху, как стать верной версией себя и в чём заключается главная ловушка современного искусства.
Что для вас искусство?
Искусство — это то, что позволяет нашему сердцу ощущать себя неотъемлемой частью этой Вселенной. Искусство — это всё. Это сама жизнь.
Что значит быть художником для вас? Как художник воспринимает реальность?
Для меня это значит усердно трудиться для того, чтобы сделать мир более прекрасным, принести в него радость и вдохновить других людей воспринимать каждое мгновение окружающей реальности как великолепный, хотя и непостоянный, опыт.
Что отличает художника от не художника?
Невозможность соответствовать положению вещей вокруг тебя. На мой взгляд, именно это отличает творческого человека и заставляет его находиться в постоянном внутреннем поиске этого соответствия, которое недостижимо. А ещё, если говорить лично про меня, то я вижу мир в красках, звуках, формах, запахах. Всё это стимулирует моё воображение и помогает творить.
Кто ваши главные учителя в творчестве и жизни?
Я бесконечно вдохновляюсь и учусь у природы и всех её проявлений: у солнечного света, ветра, шторма, даже горный ручей может многому научить. Если говорить о художниках, оказавших наибольшее влияние на меня, то это Анри Матисс, Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Гюстав Климт, Коломан Мозер, Франц Марк и Август Макке. Также я многому учусь у композиторов, но любимых слишком много, чтобы называть поимённо. Каждый из них в чём-то обогащает мой внутренний мир и влияет на моё творчество.
Что было наиболее сложным для вас на пути художника?
В начале — путь от борьбы и сомнений к радости от того, что ты создаёшь. Некоторое время назад это было самым трудным — просто наслаждаться процессом. Сейчас, с приходом коммерческого успеха, появились новые сложности, но они скорее приятные. К примеру, мне бывает трудно терпеливо ждать, пока высохнет масло. А ещё я всегда нервничаю перед открытием выставок и новыми проектами.
Что вам больше всего нравится и не нравится в вашей профессии?
Я обожаю то, что живопись каждый день бросает мне новые вызовы. Этот бесконечный процесс трансформаций подобен бурному потоку реки, который обновляется каждую секунду. А не нравится, как я уже сказал выше, что процесс создания картин занимает довольно длительное время. Это учит меня терпению, которого сейчас во мне недостаточно.
Если бы вы не стали художником, то кем хотели бы быть?
Кондуктором, оперным певцом или садовником (смеётся).
Как вы считаете, нужно ли художнику профильное образование?
Думаю, художнику нужен талант и умение усердно работать, чтобы стать тем, кто ты есть. Единственное, что нужно — это ты сам, но, скажем так, правильная версия тебя. Становление художника невозможно без трансформаций, порой достаточно болезненных. Хотя столкновение с подобными трансформациями всегда пугало меня, как говорится, «глаза боятся, руки делают». Оглядываясь назад сейчас, я понимаю, что всё это было на пользу.
Какими качествами важно обладать художнику, чтобы достичь успеха?
Важно соблюдать баланс. Вы должны знать, кто вы на самом деле и какую часть себя вы готовы отдать искусству. Если вы понимаете, что эта часть менее 80%, забудьте об идее стать художником, потому что эта профессия требует полной самоотдачи, как минимум на 90%. Говоря о качествах, необходима решимость, терпение, способность отдавать, способность держать в уме огромное количество вещей и одновременно постоянно сверять то, что ты делаешь, с тем, кто ты есть.
Какие качества, навыки вы хотели бы улучшить или обрести?
Я бы хотел работать больше чем 8-9 часов в день и, возможно, научиться рисовать двумя руками (смеётся).
Что важнее для вас — самовыражение или признание?
Если ты выражаешь себя правильным образом, открыто и честно, твоё искусство рано или поздно обретёт своего зрителя и, как следствие, ты получишь желаемое признание и понимание. Но, прежде чем гнаться за успехом, важно работать со своим живописным языком, со средствами самовыражения. А этот процесс, мне кажется, бесконечен.
Знаком ли вам синдром самозванца, низкая самооценка? Что помогает верить в себя в сложные моменты?
Знаком, и ещё как! Я живу с синдромом самозванца так или иначе вот уже 30 лет. Я знаю, что ошибался, порой шёл не теми тропами, было очень много борьбы и сомнений относительно моего творчества. Но в какой-то момент я осознал, что не хочу делать то, чего от меня хотят и ждут другие люди. Пусть даже их мнение имело очень большой вес для меня. Я понял, что хочу наслаждаться собой, делать то, что мне нравится, веселиться и праздновать жизнь. Это и есть я, и я хочу проявлять себя свободно и спонтанно, не ожидая одобрения моих поступков. Именно это осознание и помогает верить в себя. Быть тем, кто я есть, и проживать себя честно.
Вы управляете процессом создания картины или процесс управляет вами?
Картина возникает в моём воображении задолго до того, как я создаю её на холсте. Я начинаю писать только когда на 100% уверен в себе и в том, что идея действительно заслуживает вещественного воплощения. И, тем не менее, иногда мои ожидания не оправдываются!
Есть ли у ваших работ общий смысл, посыл, основная идея?
Я изображаю природу, чаще всего — цветы, но также и созданные человеком элементы и самого человека. А смысл и идея не так важны для искусства и зрителя. Мне больше нравится, когда человек воспринимает мои картины непредвзято, когда его мнение не обусловлено авторским видением. Я считаю, что искусству не нужны манифесты.
Какие цвета и материалы вы чаще всего предпочитаете использовать при создании картин?
Я пишу маслом с подросткового возраста и пока желания изменить ему не возникло. Что касается цветов, то я одержим цветом, но больше всего мне нравится исследовать комбинацию розового и зелёного во всех возможных вариантах.
Если бы вы могли побывать в любой эпохе, куда вам хотелось бы и почему?
Я бы отправился в Париж 1905-го года, потому что именно тогда именно там зародился фовизм.
Какое направление живописи вам больше всего нравится? Почему?
Я люблю импрессионизм и всё, что произошло с искусством сразу после него — нео-импрессионизм, фовизм, экспрессионизм первой волны. Художники этих течений создавали очень новаторское искусство, и тем не менее оно было прекрасным и эстетически красивым.
Какие возможности открывает художнику искусство сегодня?
Сейчас искусство полностью свободно от концептуальных барьеров и интеллектуализации. Художник может творить без оглядки на нормы и правила, это раскрепощает, развязывает руки. Но в этом также заключается и ловушка. Нам всем нужен диалог, иначе можно потеряться в лабиринтах постоянной саморефлексии. Думаю, художникам сегодня очень важно не быть слишком высокомерными, самонадеянными и помнить, что все мы — часть общего процесса, общей истории. Важно стараться быть чем-то новым, чем-то бо´льшим.
Любите ли вы посещать музеи и галереи? Какие ваши любимые?
Да, я настоящий «музейный червь»! Но мои самые любимые — это Музей д’Орсе в Париже и Музей Леопольда в Вене, потому что там совершенно потрясающая коллекция искусства 1850-1920-хх годов. Также я мечтаю посетить Эрмитаж в Санкт-Петербурге и музей при Чикагском институте искусств.
Вы бывали в России. Какие впечатления произвела на вас наша страна?
Да, в 2009 году я побывал в Москве, и этот город мне очень понравился, хотя поездка была непродолжительной: я лишь успел побывать в музее Кремля, Пушкинском музее и посмотреть некоторые храмы, в том числе Собор Василия Блаженного. Цвета! Это был настоящий восторг. Очень надеюсь, что мне удастся вернуться в Москву в этом году на фестиваль ARTLIFE, где будут представлены мои картины. Уверен, это будет прекрасное время!
Говоря о фестивале, как вы понимаете его тему — «Путь новой реальности»?
Миссия искусства сегодня такая же, как и 2 000 лет назад: природа людей неизменна. Несмотря на развитие технологий, новые концепции, политический контекст и так далее люди по-прежнему жаждут красоты, чего-то необычного, изысканного, вдохновляющего. И это — то, чем мы, художники, занимаемся: мы кормим человеческие души новыми впечатлениями. Я считаю, это — достойное занятие!
Узнать больше о творческом подходе Мишеля Кормана и научиться авторскому методу работы с цветом в живописи вы можете на мастер-классе «Возможности цвета», который художник проведёт на Международном интерактивном фестивале современного искусства ARTLIFE в ЦВЗ «Манеж» 26 октября в 16:00.
Приобрести билет на мастер-класс и узнать больше о том, что ждёт вас на фестивале, можно на официальном сайте мероприятия. До встречи на главном празднике творчества!