Художник Александр Волков — участник арт-ярмарок в Москве, Милане и Марбелье, создатель масштабных 9-этажных муралов в Ульяновске. Его картины, выполненные в необычной авторской технике поп-стрит-арт, участвуют в коллаборациях с МосМетро, Hilton и Mercedes-benz, а также находятся в частных коллекциях в России, Германии, Сербии, Израиле и других странах мира. В эксклюзивном интервью для ARTLIFE художник рассказал, с чего начался его творческий путь, как побороть синдром самозванца и какие преимущества есть у самоучек.
Что в вашем понимании значит быть художником?
Это значит быть собой, реализовывать свои мечты, быть счастливым человеком. При этом, на мой взгляд, художник чаще витает в облаках, а мир воспринимает исключительно как площадку для творчества.
Что заставило вас впервые взять в руки кисть?
В детстве я создавал самодельные игрушки: рисовал человечков, вырезал их из бумаги и раскрашивал. Мне было лет 9-10. Думаю, тогда всё и началось.
Как ваша семья реагировала на выбор профессии?
Семья отреагировала позитивно, несмотря на то, что выбор произошел довольно поздно — в 27 лет. Родные и друзья изначально верили, что я смогу стать успешным в сфере искусства, поэтому поддержкой я не был обделен.
Какой этап становления своего творческого Я вы вспоминаете как самый сложный?
Их было очень много, но самый сложный период, думаю, у меня сейчас. Я бы сказал, что это — время взросления, которое сопряжено с поиском смысла и ответов на вопросы: зачем я это делаю, в чём моя ценность?
Что вы больше всего любите в своей профессии и что больше всего не любите?
Больше всего я люблю художественный процесс, особенно работу с цветом. Ну и, конечно же, демонстрацию творчества, когда люди чувствуют твою энергию и говорят об этом. А не люблю, когда не получается реализовать идеи и происходит ступор.
Если бы вы не стали художником, то кем бы хотели быть?
Хотел бы работать в спортивной сфере.
Реализуете ли вы себя в каких-то еще видах искусства/творчества, помимо живописи?
На данный момент сфокусирован только на живописи, но планирую попробовать скульптуру. Есть тягость к созданию объемных объектов.
На ваш взгляд, художнику нужно профессиональное образование? В чем оно помогает, в чем ограничивает?
Мне кажется, именно профессиональное образование не так важно, потому что как можно обучить творчеству? Можно научить делать что-то руками, обучить ремеслу, но думать творчески обучить нельзя. Поэтому приобрести необходимые навыки и техники можно самому или на курсах другого художника. Крутыми художниками в любом случае становятся единицы, и есть ощущение, что сейчас самоучек в этом списке больше.
Художником рождаются или становятся? Что важнее - талант или труд и самодисциплина?
Думаю, рождаются. Мне кажется, у любого творческого человека есть врождённое стремление реализоваться в том или ином направлении искусства. Но талант без труда и самодисциплины — пустышка.
Какое качество, навык вам хотелось бы обрести или улучшить?
Моя зона роста — это, определенно, скорость, повышение производительности без потери качества. Но к этому приходишь со временем.
Что для вас важнее: самовыражение или быть понятым публикой?
Для меня важнее самовыражение, потому что публика тебя рано или поздно поймет. Даже если не поймет, это их проблема, а не моя.
Сталкивались ли вы когда-либо в своей карьере с синдромом самозванца,
низкой самооценкой? Что помогло вам поверить в себя?
Часто сталкиваюсь, особенно когда зависаю на каком-то проекте или нереализованной идее. Помогает переключиться на новый быстрый проект. Безусловно, добрый фидбэк от людей очень бодрит и повышает самооценку. Чем быстрее учишься трезво себя оценивать, понимать, на каком уровне ты сейчас и честно себе об этом говорить, тем меньше проблем с самооценкой возникает.
Каким был лучший и самый приятный комментарий о вашей работе?
На фестивале ARTLIFE 2020 слышал, как кто-то из посетителей сказал про мои работы: «Я вижу эти картины где-нибудь в Нью-Йорке или Лондоне». Это было очень приятно.
Как вы относитесь к критике? Что помогает не опускать руки и продолжать верить в себя, когда ваши работы критикуют?
Критика — это больно, но я люблю, когда о моих работах говорят. Всегда интересно получить обратную связь, а если комментарий негативный, но конструктивный при этом, это заставляет поразмышлять, задуматься, что-то улучшить. Это же здорово!
Корректируете ли вы изначальную идею картины в процессе её написания? Как вы относитесь к импровизации в процессе работы?
Постоянно корректирую и редко понимаю, что получится в конце. Какое-то время я пробовал работать по своим эскизам, но такие работы редко доводились до конца. Бывает, что я просто зарисовываю всю работу и начинаю заново, поэтому, как правило, у меня под рукой несколько холстов, над которыми я работаю, чтобы иметь возможность переключиться. Я понял, что элемент незнания очень важен для меня, импровизация — это часть моего творчества.
Есть ли у ваших работ общая идея, посыл?
Это самый частый вопрос, который я сам себе задаю в последнее время, и пока точного ответа на него не нашёл. Но, думаю, на моё творчество сильно влияет то, что меня окружает, то, что я слушаю и вижу каждый день. Мои работы о моём опыте, прошлом, настоящем и будущем, о взгляде на события и просто о том, что мне нравится.
Ставите ли вы цели и строите ли планы по их достижению?
Безусловно, я ставлю цели перед собой. Есть совсем глобальные цели-мечты, примерно на 2-3 года. Есть более конкретные на пару месяцев исходя из календаря событий.
Как вы организуете свое время? В какое время дня вы продуктивнее всего и чаще всего работаете?
Какого-то супер плана у меня нет. Например, сейчас у меня установка садиться за работу каждый день и уделять ей минимум 2 часа. Моя максимальная активность начинается после 17.00. Поэтому часто я работаю до глубокой ночи, а утренние часы оставляю на контакты, социальные сети и почту.
Кто из художников вас вдохновляет?
Ууух…Много кого хочется назвать, но основные — это Баския, Сай Твомбли, Дали. Из современных — Престон, Хосе Парла, Инвайдер, Тристан Итон, Шепард Фэри, Анжело Аккарди и многие другие.
Какая эпоха, направление в искусстве вас вдохновляет сейчас больше всего?
Мне очень нравится направление поп-арта и уличного искусства 80-90-х годов. Также я большой поклонник неоэкспрессионизма и абстрактного экспрессионизма.
Если вам близки подход и творчество художника, вы можете научиться свободе самовыражения и созданию картин в авторской смешанной технике в Академии ARTLIFE.
22 июля в ARTLIFE ACADEMY стартует первый поток нового курса «POP STREET ART» с Александром Волковым, во время которого вы научитесь применять методы уличного искусства при создании картин на холстах, создавать многослойный фон, используя трафареты, фактуры и текстуры, применять текст как визитную карточку работы, достигать портретного сходства при помощи трафаретов, использовать в работе разные материалы: акрил, пастель, аэрозольные баллончики, прорабатывать основные и второстепенные детали работы, запечатывать бумагу на холсте.
На протяжении двух месяцев обучения художник проверяет работы студентов и даёт обратную связь в закрытом Телеграм-чате, а ученики шаг за шагом проходят путь от знакомства с техникой до создания самостоятельных картин.
Отдельным бонусом курса является важная информация о продвижении и личный опыт художника в монетизации творчества, которым он щедро делится со студентами.
Количество мест на поток ограничено, поэтому, если вы хотите пообщаться с героем интервью лично и обучиться его авторской технике живописи, регистрируйтесь на курс на официальном сайте ARTLIFE ACADEMY.