В нынешнем году планировалось завершить строительство главной в Крыму мечети, которая должна была заменить в этой роли старейшую на полуострове Кебир-Джами, возведённую ещё при Менгли I Герае. Но пандемия коронавируса и здесь внесла коррективы. Основной этап, при котором предусмотрена наиболее кропотливая работа — роспись, создание декоративных элементов и прочее, был отложен на целый год. Архитектурно очень сложный религиозный комплекс по-прежнему стоит «в лесах», и строители ждут, когда же из Турции поступят отделочные материалы, которые изготавливают именно там. Как только этот вопрос решится, автор проекта — архитектор Эмиль Юнусов — обещает, что процесс вновь будет запущен.
Полномасштабное строительство Соборной мечети началось в сентябре 2015 года. Вся черновая работа в комплексе, занимающем
площадь 5,7 тысячи квадратных метров, к августу прошлого года, по словам архитектора, была завершена. К тому времени уже красовались четыре основных объекта: пропускной пункт, гостиница, административное здание и сама мечеть. С северной стороны вход на территорию оформили в мавританском стиле, который характеризуется присутствием элементов византийского, египетского, персидского и римского искусства. Тут и арки, и богатый орнамент с геометрическими и растительными мотивами. Э. Юнусов с отцом — тоже архитектором и разработчиком проекта Соборной мечети — решили включить в ансамбль важный для южного региона элемент — фонтан. Теперь, входя через ПП на главную площадь, перед зданием мечети сразу видишь этот фонтан в форме звезды. С левой стороны расположен административный корпус, сразу за которым находится гостиница на 15 номеров. Гостевой дом напоминает южнобережные дворцы Крыма XVIII века, строившиеся по правилам классицизма, рождённого в Англии и Франции. Так же, как и появившееся в ту же эпоху барокко, в котором представлено административное здание, оба стиля стали естественным результатом развития архитектуры Возрождения. Великие направления в искусстве, в разные времена нашедшие отражение в крымской архитектуре, авторы проекта постарались представить в своём ансамбле. Однако везде, в каждом здании они используют элементы и крымско-татарского зодчества, которое со стародавних времён тоже является симбиозом многих этнических культур. А вот сама мечеть выполнена по строгим канонам Османской империи XVI—XVII веков, то есть периода наивысшего её влияния, когда она была одной из самых могущественных в мире.
Год назад четыре красавца-минарета, каждый высотой по 58 метров, ещё доводились до ума. Сегодня с них уже убраны строительные леса, и вот они перед нами — белоснежные, словно огромные стрелы, устремлённые в небесную высь. Но пока это — всё, чем можно любоваться.
При прошлом осмотре нас поразило, что везде предусмотрены пандусы (!) с минимальным углом уклона, как того требуют нормативы. Есть санузлы и лифты для инвалидов. Даже на случай пожара оборудованы помещения, в которых маломобильные прихожане (или той же категории туристы), не успевшие выйти, могут укрыться и в безопасности дождаться спасателей. В общем, для комфорта и безопасности создано буквально всё. Недаром на комплекс потрачено более трёх миллиардов рублей пожертвований. Оставалось, как говорил Э. Юнусов, навести лоск, поскольку почти во всех корпусах работы выполнены на 95%, кроме самой мечети.
«Из-за того, что границы были закрыты, отделочные материалы не поступали. Не приехали турецкие мастера росписи. Да и в самой Турции из-за пандемии не успели подготовить, например, гипсовые элементы для мечети», — говорит Э. Юнусов.
Кроме того, в некоторых уже установленных инженерных сетях выявлены недочёты. Их пришлось устранять. Но, уверяет архитектор, всё уже приведено в норму, осталось дождаться, когда, наконец, прибудут входные двери в мечеть, большая партия мрамора для декоративного ограждения, оконные наличники, порталы, ну и когда приедут мастера росписи, ведь их заменить никто не может — в Крыму таких умельцев нет.
— А что наверху делают люди в жёлтых жилетах? — интересуемся, заприметив двух строителей.
— Видите, все купола свинцом покрыты, только их горизонтальные части «не одеты»? Мастера из Дагестана заканчивают эти работы, — отвечает автор проекта.
По его информации, сейчас все силы брошены на мечеть. Административный и гостевой корпуса пока не трогают, хотя отделочные работы здесь начаты. Но именно мечеть требует ещё много труда. Тут только фасад сделан на 80%, а вся внутренняя отделка — лишь на 50%, хотя масштабы — грандиозные. Вдумайтесь, площадь помещения — 1369 кв. м. А под ней, то есть под землёй, на таких же квадратных метрах создан нулевой этаж — здесь будут располагаться гардеробные, обувные (где прихожане снимают обувь), санузлы и места омовения для женщин и мужчин. К тому же под молитвенным залом в 1000 кв. м планируется создать такой же по площади музей исламской культуры. При этом, как сообщил Э. Юнусов, в цокольных помещениях окончена только черновая отделка. Так что работы — непочатый край. И при самом благоприятном раскладе Соборную мечеть могут сдать не раньше чем через год.
Ольга САФРОНОВА
Фото автора