В ноябре 2020 года на таможне в Москве была задержана партия ювелирных изделий, произведенных в Турции. Чтобы выяснить их рыночную стоимость как в России, так и в Турции, драгоценности отправили на таможенную экспертизу. Осмотр 27 ювелирных изделий проводился при искусственном и естественном освещении с использованием лупы, дающей 10-кратное увеличение. Нарушений упаковок и пломб не было обнаружено. Объектами исследования являлись: подвеска на цепочке из белого металла с различными вставками, кулон на цепочке из розового металла, браслет из розового и белого металлов, кольца из белого металла, кольца из розового и черного металла, кольцо из желтого металла, кольцо из белого и желтого металла, серьги из белого металла, серьги из белого и розового металла, серьги из розового металла. Металлические части драгоценностей были выполнены из золотых сплавов. Содержание золота в них соответствовало сплавам 585 и 750 проб. В качестве вставок использовались бриллианты, гранат, корунд, турмалин, перламутр, малахит, лазурит, кварц, берилл и культивированный жемчуг. Установлено, что представленные ювелирные изделия не имеют принадлежности к известному бренду. Признаков того, что они находились в употреблении, не обнаружено. Согласно выводам эксперта, рыночная цена данных товаров на территории России, по состоянию на 30 ноября 2020 года, составила 4,99 млн руб. Рыночная цена на мировом рынке, включая территорию Турции, - 3,93 млн руб. Однако на основании заявления поставщика задержанных товаров была выполнена рецензия таможенной экспертизы. Проверив текст заключения, рецензенты пришли к выводу, что, судя по специфике, были проведены геммологическая и оценочная экспертизы. Но квалификация эксперта для исследования в области геммологии не подтверждена. Сведения о наличии соответствующего образования в описательной части указаны, вот только светокопии документов отсутствуют. Кроме того, не подтверждено образование эксперта в области оценочной деятельности. Отсутствуют документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации оценщиков и квалификационный аттестат по направлению «оценка движимого имущества». Экспертиза, не отвечающая требованиям, предъявляемым к субъектам профессиональной оценочной деятельности, не может быть признана допустимым доказательством. Также выяснилось, что при выполнении исследований эксперт не использовал нужную нормативно-правовую базу. Ювелирные изделия не описаны. Тип, форма, цвет вставок не указаны. Нет описания пробирных клейм и оттисков на металлических частях изделий. Более того, пробирные клейма и другие оттиски эксперт некорректно называет «маркировкой», вводя в заблуждение неспециалистов. Однако «маркировка» - термин весьма широкий, и может включать не только оттиски на изделиях, но и бумажные, пластиковые, металлические и другие формы и элементы. В перечне используемого оборудования отсутствуют приборы и инструменты для диагностики цветных камней: рефрактометр, фильтр Челси, карандаши твердости, дихроскоп и другие. Без них диагностика вставок будет лишь поверхностной и необъективной. Не указаны фактические габаритные размеры вставок, на основании которых был рассчитан их вес. Не отражена процедура определения качественных и количественных характеристик бриллиантов. При этом эксперт полностью игнорирует российский ГОСТ Р 52913-2008 «Бриллианты. Классификация. Технические требования» и не приводит их характеристики в российской системе. Указано, что все изделия выполнены из золотых сплавов 585 и 750 пробы, но нет информации по качественному и количественному составу сплавов. При расчете рыночной цены был использован затратный метод вместо сравнительного. Эксперт утверждает, что сравнительный - не применим из-за невозможности подобрать аналоги. Однако все драгоценности, представленные на экспертизу, являются мелкосерийными, неэксклюзивными, изготовленными на турецких ювелирных предприятиях. Потратив некоторое время, рецензенты нашли аналоги данных изделий. Оказалось, те достаточно широко представлены в турецких торговых предприятиях и на интернет-площадках. Для расчетов рыночной стоимости как на территории Турции, так и в России были использованы одни и те же ценовые источники. Но, определяя стоимость на территории РФ, эксперт должен был использовать российские нормативные источники, в частности, нормативный прейскурант на бриллианты 54-01-01-2019, сочетая его с международными ценовыми справочниками. Также для расчета стоимости бриллиантовых вставок, эксперт применил очень редкий «ценовой индекс» The Gem Guide. Он используется преимущественно на территории США и практически не применяется в России, Европе и КНР. Цены, указанные в Gem Guide Diamonds, отражают ситуацию на бриллиантовом рынке США и Латинской Америки. Более правильным было бы использовать международный ценовой справочник RAPAPORT, который широко используется в Европе и Азии. В экспертизе полностью отсутствует информация об определении стоимости небриллиантовых вставок: жемчуга и цветных камней. Нет ни весовых, ни ценовых характеристик этих вставок. Отсутствуют указания о ценовых справочниках, и не понятно, учитывалась ли вообще стоимость вставок. С учетом многочисленных нарушений действующего российского законодательства, экспертиза была признана недостоверной, необоснованной и сомнительной. Заключение рецензентов явилось основанием для назначения повторной таможенной экспертизы.
Драгоценности не прошли идентификацию
16 августа 202116 авг 2021
247
4 мин