Найти в Дзене
FinBuilding

В российских школах будут обучать финансовой грамотности. Когда начинать бояться?

Оглавление

Уроки финансовой грамотности станут обязательными в российских школах с 1 сентября 2022 года, а при желании родителей - уже с этого года.

Ожидаемая программа обучения

С первого класса детей обучат безопасному поведению в интернете, в том числе при совершении платежей и переводов. Им также расскажут, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план.

В средней школе ученики оценят риски предпринимательской деятельности и ознакомятся с примерами "недобросовестных практик финансовых организаций" и видами мошенничества.

Часть математических заданий будет связана с расчетом цен товаров и услуг, еще один блок затронет вопросы налогообложения, а на уроках географии планируют обсуждать определения качества жизни и финансового благополучия.

Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы - заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

Бойтесь желаний своих...

...иногда они сбываются.

Я уже не раз писал, что отсутствие уроков финансовой грамотности в образовательной программе - большое упущение. О данной теме не раз высказывались и другие инвестора и финансисты.

И вот, свершилось. #финансовая грамотность станет обязательным предметом для изучения.

Но подход, как всегда, весьма творческий на законодательном уровне.

  • Анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план - всё это, безусловно, важно. Но не в первом классе и даже не в начальной школе.

Обучить данным, с позволения сказать, дисциплинам можно того, кто хотя бы примерно понимает, что значит зарабатывать и тратить деньги, нести финансовые обязательства за себя и близких. То есть подростков.

  • В средней школе ученики оценят риски предпринимательской деятельности.

Знаете, я не представляю, как люди, никогда в жизни не занимавшиеся предпринимательской деятельностью (со всем уважением к учителям, но с отсылкой к реальности) будут обучать этой самой деятельности и рискам по учебнику.

Однажды мне довелось пройти многодневный тренинг от Google в кооперации со Сбербанком по предпринимательству (даже сертификат по итогу получил).

Во-первых, ничего из полученного материала я лично не смог применить на практике. Во-вторых, многое ты понимаешь сам в процессе деятельности, интуитивно, но пути и средства как всегда ищешь сам. В-третьих, почти половина этого тренинга посвящалась тому, как платить налоги и жить спокойно.

Иными словами, этот курс от именитых корпораций был оторван от реальности. Надеюсь, конечно, что в школьной системе образования знания будут иметь более прямое отношение к нашей жизнедеятельности, но пока берут сомнения.

  • Вообще, уже сейчас на стадии запуска всё это выглядит уныло, скучно и сложно.

Куда логичнее вместо анализа доходов и расходов семьи, и составления личного финансового плана, было бы ввести в систему обязательного изучения всего лишь 3 книги: "Пес по имени мани" (можно читать с 1 класса), "Самый богатый человек в Вавилоне" (можно читать с 1 класса, а затем проводить разбор прочитанных историй с учениками), и "Богатый папа - Бедный папа" (класса с 5-го зайдёт). И добавить пару игр, вроде "Монополии".

Иными словами, не вызывать у детей отвращение с самого раннего возраста к штуке под названием "взрослая жизнь", а действительно сформировать представление о бережном обращении с деньгами и управлению личными финансовыми потоками.

Да, про инвестиции пока ничего не говорится. То есть как рассчитать доход/расход, правильно выбрать товар, безопасно купить его в интернете и почему заниматься бизнесом опасно - будет, а как же сохранить, накопить и приумножить капитал?

Мне повезло

По окончанию 9-го класса я сменил школу. Моим новым учителем по экономике стала бизнес-вумен, генеральный директор одного (самого известного в нашей стране) туроператора. Она состоялась как бизнесмен, обрела финансовую устойчивость, и от скуки пошла работать на пол ставки в школу, в качестве учителя по экономике.

Этот человек расширял моё сознание на протяжении 2-ух лет. Имея личный опыт, стальную психику и позитивный взгляд на жизнь, она давала образовательный материал в интересной и понятной форме.

  • В 10 классе, благодаря её стараниям, я научился составлять бизнес-план и начал воплощать в жизнь некоторые предпринимательские идеи.

Отчасти, этот позитивный опыт лёг в основу моей дальнейшей жизни.

Но в её личной программе обучения не было всей той мути, с которой человек сталкивается уже во взрослой жизни. Она приветствовала любую инициативу и была готова помочь советом, а порой даже делом, а не пугала учеников и не рассказывала страшные сказки о рисках предпринимательской деятельности.

Впрочем, уже тогда её хотели уволить за то, что она обучает по своей программе, а не той, что предписана школьными правилами. Что поделать: сложно бизнесмена заставить делать то, что угодно системе.

Где же найти столько "волонтёров"?

Печалит то, что в нашей стране на законодательном и регуляторном уровнях словно принципиально не хотят привлекать к конкретной деятельности тех людей, что являются профессионалами этого дела.

  • Более того, никто с ними даже не советуется.

Достаточно мельком посмотреть на наше законодательство в области регулирования фондового рынка чтобы понять - им занимались далёкие от инвестиций люди.

Кто же будет стоять у основы нового образовательного предмета?

Особенно интересно услышать мнение учителей о новой инициативе, до вступления в силу которой осталось совсем немного времени.

Благодарю, что читаете.

По традиции - будьте богаты, здоровы и любимы.