Найти в Дзене
Живопись

Пять шедевров Камиля Коро

Его картины настолько вдохновили Левитана, что тот взялся изучать французский язык, дабы прочесть его биографию в оригинале.
Его приёмам подражали великие импрессионисты Камиль Писсарро и Берта Моризо, считая своим духовным наставником. Влюблённый Эрих Мария Ремарк дарил его полотна красавице Марлен Дитрих, отыскивая способ без единого слова поведать избраннице о высоком и нежном чувстве...

Именно его уникальный стиль, «впитавший» новации Уильяма Тёрнера и Джона Сарджента, дал старт тотальному переосмыслению пейзажного жанра как такового. Под влиянием его работ началась трансформация французской живописной школы. Медленное, но верное превращение королевства барбизонцев в республику импрессионистов...

Тем поразительнее тот факт, что сам юный Жан-Батист-Камиль Коро был не слишком-то прилежным учеником. И вообще: в юности влечения к изобразительному искусству за ним не замечалось. Ни дома, ни в школе, ни в пансионе.

Признаться, все мы привыкли к историям о том, как будущие великие мастера живописи с самых ранних лет не расставались с карандашом и кистью. Коро буквально рушит этот стереотип. Всерьёз интересоваться красотой окружающего мира (и пытаться перенести её на бумагу или холст) наш герой начинает лишь в двадцатилетнем возрасте, когда семья отправляет его пожить за городом. На стезю профессионального художника господин Коро вступает полных 26 лет от роду. И большей частью не от горячего желания творить, а из-за стойкого отвращения к торговле и портняжному ремеслу. То бишь к семейному «бизнесу» (надо отметить — очень прибыльному и престижному), наследником которого Жана-Батиста Камиля хотели видеть родные.

Жан-Батист-Камиль Коро, Автопортрет, между 1818 и 1821
Жан-Батист-Камиль Коро, Автопортрет, между 1818 и 1821

История успеха началась в тот день, когда двадцатиоднолетний Коро переехал жить в комнату с мансардными окнами, заодно ставшую его первой студией. Полторы тысячи франков ежегодной ренты, глубокое понимание «физики» поведения цвета и текстуры тканей, плюс любовь к родной природе — вот и всё, что понадобилось нашему герою для стремительного восхождения к вершинам славы и успеха. Но не будем утомлять Вас, дорогой читатель, датами, именами, географическими названиями и специфическими терминами. Пусть вместо нас о гениальном стиле Коро расскажут его картины.

1. «Авиньон с запада»

Жан-Батист-Камиль Коро, «Авиньон с запада», 1836, холст, масло, Национальная галерея, Лондон, запасники
Жан-Батист-Камиль Коро, «Авиньон с запада», 1836, холст, масло, Национальная галерея, Лондон, запасники

Перед нами панорамный вид на славный древний город Авиньон, что расположен на юге Франции. Точнее, его версия «урожая» 1836 года. Так сказать, июль, южный склон. Аналогия с виноградником возникла у нас не случайно. Дело в том, что данная работа очень походит на масляные эскизы Коро, созданные им во время первой поездки в Италию (1825—1828). Художник возвращается к технике чередования горизонтальных «полос» ландшафта с попеременным преобладанием светлых и тёмных тонов.

Интересная деталь: мы с Вами смотрим на этот чудесный пейзаж глазами мастера, находившегося в тот момент на окраине маленького городка Вильнёв-ле-Авиньон, лежащего на противоположном берегу реки Роны. Отсюда прекрасно видны достопримечательности Авиньона. В центре полотна — Папский дворец, слева — живописные руины средневекового моста. Однако нетрудно заметить, что самого Коро куда больше интересует общий эффект композиции, а не её отдельные детали. Соотношение контрастов и удержание «равновесия» между отдельными участками композиции ради создания гармоничного настроения полотна.

2. «Пейзаж в Арле-дю-Нор»

Жан-Батист-Камиль Коро, «Пейзаж в Арле-дю-Нор», 1874, холст, масло, 48,2×58,1 см, Национальная галерея, Лондон
Жан-Батист-Камиль Коро, «Пейзаж в Арле-дю-Нор», 1874, холст, масло, 48,2×58,1 см, Национальная галерея, Лондон

Переносимся на северо-восток Франции, в 1871 год. Аккурат в июле 1872 года Жан-Батист-Эмиль Коро гостил у своего друга Альфреда Робо. Поэтому смело делаем вывод: перед нами — вид на канал де ла Сэнсе (что между Арле и Паллюэлем). Почему мы так полагаем? Да потому, что в мае того года Коро уже писал этот вид, вдохновляясь этюдом Робо. И вот теперь решился на создание новой версии полюбившегося пейзажа, но уже на пленэре. Впрочем, заканчивать картину ему всё равно пришлось в ноябре в собственной студии, но не в этом суть.

Между двумя упомянутыми версиями вида на канал де Сэнсе, написанными Коро, есть небольшие композиционные различия. На более поздней работе мастер добавил рыболовные сети, «облегчая» цветовую гамму композиции. И вообще: преобладающие на этой картине «невесомые» светлые тона (характерные для целого ряда работ, написанных Коро в начале 1870-х) — явный ответ на «световую» палитру импрессионистов. Обратите внимание, уважаемый читатель: одновременно с изменениями, произошедшими со световоздушной средой, художник намеренно лишил целый ряд деталей своей композиции того мерцания, которым прежде так славился его мазок. Зато кроны деревьев получили более «плотный» и насыщенный тон.

3. «Наводнение»

Жан-Батист-Камиль Коро, «Наводнение», 1870, холст, масло, частное собрание
Жан-Батист-Камиль Коро, «Наводнение», 1870, холст, масло, частное собрание

Потаённая энергетика сдержанных серых тонов создаёт ощутимое эмоциональное напряжение. Многочисленные отражения в неспокойной речной воде ещё больше усиливают его, не давая сознанию выстроить чёткую границу меж водой и сушей. По своему обыкновению, Коро нарисовал небо последним, «опустив» его прямиком на крыши домов. Повсюду мерцание и тени, потаённое, но явственно ощутимое движение... Чего стоят одни только серебристо-прозрачные берёзы, буквально «парящие» в воздухе. Тот самый случай, когда находящиеся в меньшинстве тёплые и насыщенные тона не смягчают атмосферу произведения, а лишь подчёркивают зыбкую неопределённость композиции.

4. «Берег пруда после бури»

Буря миновала. Тёплый воздух влажен, простор полон тумана, а атмосфера — умиротворения. Жан-Батист Коро прибегает к технике, известной как «пень». Втирая уголь в бумагу небольшим рулоном кожи («пеньком»), он смягчает контуры деревьев. Создаётся эффект колышущейся ветром листвы. Человеческие фигурки, занятые повседневными делами, чья пластика свидетельствует о душевном спокойствии, усиливают ощущение наступившей гармонии.

5. «Память о Мортефонтене»

В этом подготовительном рисунке Коро формулирует композицию одного из своих самых знаменитых пейзажей. Картина, начинающаяся с этого чернового наброска, сегодня украшает собою собрание Лувра.

Художник вдохновлялся ностальгией по чудесным видам близ деревеньки Мортефонтен. Выразительные контуры, придающие вес и объём и без того тщательно прописанным деревьям; насыщенные цвета, в которых выполнены объекты (и герои) переднего плана композиции, великолепно оттеняются травами и листвой, буквально «купающимися» в лучах заходящего солнца. Дивную игру теней и контрастов «подхватывают» нежные тона и мягкие очертания фона, даря картине совершенно волшебное «эмоциональное звучание». Маэстро сумел поделиться со зрителем всей полнотой своего субъективного восприятия красоты этих мест, при этом ни секунды не погрешив против достоверности пейзажа, сохранив узнаваемость ландшафта. Эта удивительная работа будто бы принадлежит одновременно и реализму, и импрессионизму. По сути, не принадлежа никому и ничему, кроме высоты таланта и глубины воображения художника.

Автор: Лёля Городная @zhvvopis

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Ставьте палец вверх, пишите комментарии! Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!