В прошлой статье я начинала говорить о том, что поэт Евгений Баратынский был зятем колдуна. Об этом не рассказывают в усадьбе Мураново на экскурсиях, но это общеизвестно, поскольку сохранились многочисленные записки, воспоминания жены Баратынского и книги самого Льва Энгельгардта (отца жены), где он рисует всякие магические круги, звезды и прочие составляющие жизни волшебника из русской глубинки.
Не призываю к этому относиться серьезно, в конце концов в 18-19 веке многие промышляя чем-то подобным. Важно, что место для усадьбы Лев Энгельгардт выбирал, руководствуясь своими представлениями о потустороннем. Неслучайно до сих пор в усадьбу Мураново приходят колдуны и эзотерики, чтобы подпитаться энергией.
Да и название "Мураново" некоторым напоминает о богине смерти "Моране". Подробнее о том, насколько релевантна эта версия, я уже писала.
Понятно, что об увлечении своего свата знал и сам поэт Баратынский. И это его не остановило. Жену свою он нежно любил. Настасья Львовна не была красавицей, но поэт говорил ей:
Ты мне, Настенька, милее всех красавиц будешь.
Странная смерть Баратынского и вампирская тема
Когда поэт женился, Мураново попало к нему в руки как часть приданого жены. Баратынский взялся строить дом своей мечты. Причем, все этапы строительства взял под личный жесткий контроль. Он собственноручно выполнил проект, проработал до мелочей каждую из восемнадцати комнат.
Знаете, чем более всего пекся Баратынский? Он делал так, чтобы в доме царил вечный полумрак. Поэт не переносил солнечных лучей и мог работать только в сумерках. Любопытна в этом отношении комната детей. Казалось бы, детям нужен свет и все такое, но на стенах учебной комнаты (в обиходе "тужиловки") вы окон не найдете. По официальной версии, это делалось для того, чтобы подрастающее поколение не считало ворон во время учебы.
Я тоже подумала, что это малость вампирско.
Дальше больше. Если взять любую мелочь в доме, то выяснится, что она несет немного демонический смысл. К примеру, гордость Мураново - это изразцы на печке.
Поэт собственноручно придумал узор на изразцы и везде нарисовал василек. Казалось бы, ну и что такого. Но в этом васильке было немало заигрывания с нечистой силой. Василек - магический цветок, помогающий наладить безопасное общение с потусторонними силами. А уж то, что этим васильком поэт решил облицевать печь - тоже красноречиво. Печь издревле считалась переходом между мирами.
Судя по всему, вся эта паранормальщина Евгения Абрамовича тоже сильно заботила. И следы этого можно найти даже в его стихах. Баратынский считался королем элегий, а для жанра элегии характерны мотивы смерти, одиночества и прогулок по кладбищу. В одном из стихотворений поэт даже описал встречу с умершим отцом, которого он потерял в раннем детстве.
А знаете ли вы, как называется последняя поэтическая книга, которую написал здесь Евгений Баратынский?
Правильный ответ - "Сумерки". Также, как всем известный вампирский роман современной писательницы Стефани Майер.
Причем, выбор названия был вообще странным, поскольку во времена Баратынского имена сборникам стихотворений не давали. Поэтические сборники называли коротко и просто "Стихотворения". Баратынский своими "Сумерками" совершил ноу-хау. (Видать, попутешествовал во времени, у нас подглядел. Им, вампирам, положено путешествовать ;)
Впрочем, как я уже говорила, несмотря на все старания, место его не приняло. В доме он успел прожить меньше года. Заболела его жена Настасья Львовна. Семья уехала на лечение в Неаполь. Там при свете дня бледной супруге совсем поплохело, она упала в обморок. Вызванный доктор не придумал ничего лучше, как пустить ей кровь. При виде крови неожиданно в ту же секунду скончался Баратынский. У него случился мгновенный инсульт. "Переволновался", - заключили доктора.
Поэту было всего сорок четыре года.
Проклятье усадьбы Мураново
Как не вспомнить наказ старого Энгельгардта. Старик велел, чтобы Мураново владел не мужчина, а только женщина.
Мураново - самая феминистическая усадьба, - говорят в музее, - всегда ее хозяйками были только женщины. Причем, так продолжается и по сей день.
Возможно, старик считал, что место, названное в честь богини Мораны (как он полагал), требовало к себе женщину-повелительницу. А может, немного двинулся после того, как единственный сын и наследник в пятнадцатилетнем возрасте заболел чем-то вроде эпилепсии и впал в безумие. (Конечно, после встречи с нечистой силой, а вы как думали).
После внезапной смерти Баратынского стало понятно, что лучше не шутковать. Усадьба мужчин не любит.
Супруга Баратынского, которой в доме все напоминало о муже, продала имение своей же сестре. Та завещала имение своей дочери. А уже та - своей дочери Ольга, а Ольга быстро-быстро сбагрила Мураново государству, едва только пришла Советская власть. В музее умиляются, мол, как разумно поступила. Другие-то владельцы жадничали и ничего отдавать не хотели, поэтому их усадьбы разграбили и сожгли. А здесь - передала домик - и хорошо, все спасла.
Думается мне, что такой поступок Ольги был продиктован не здравым смыслом, а страхом перед всякой нечистью. На момент прихода Советской власти Ольга была немолода. Она понимала, что после ее смерти сын Николай унаследует проклятый старый мужененавистнический дом.
С передачей усадьбы России, требование колдуна было выполнено. Россия - дама. Софья Власьевна - тоже.
ЧТО ТВОРИТСЯ В УСАДЬБЕ СЕЙЧАС
В общем, все правильно сделала. Дом стал музеем, а сын Николай прожил здесь долгие годы, ни в чем себе не отказывая. Практически, как вдова Окуджавы в музее Окуджавы.
И до сих пор дом выглядит так, как будто не музей вовсе, а жилой особняк, чудом сохранившийся с заповедных времен. Нет ни одной этикетки, ни одной надписи на стенах. В нем сохранился даже запах прежних владельцев. Порой он усиливается, и от этого становится жутковато. (Экскурсоводы говорят о призраке женщины, которая появляется в доме, читайте об этом в предыдущем материале).
Нагоняют жути и сумрак и старинные часы, которые "еще идут" и тикают с Баратынских времен.
Впрочем, жутких экспонатов в комнатах - пруд пруди.
Приглядитесь к портрету Гоголя в одной из комнат. Он писан с мертвого писателя, но так, чтобы он выглядел, как живой, то есть, сидя и с полузакрытыми глазами.
А вот, например, интересные колечки и закладочки для книг. Они сделаны из волос мертвой жены Федора Тютчева.
Ну и бюстики Баратынского, которые встречаются в разных комнатах далеко не безобидны. Выглядит бюстик очень мило и даже по-доброму улыбается, но надо понимать, что это улыбка мертвеца.
Когда тело Баратынского привезли в усадьбу из Неаполя, выяснилось, что у поэта нет ни одного скульптурного изображения. Да и вообще с изображениями проблема. Их очень мало. Поэтому решили, пока суть да дело выполнить скульптурный лик поэта по посмертной маске.
Не могу не вспомнить в этой связи о знаменитой особенности вампиров: у них тоже проблемы с изображением. Их нельзя сфотографировать и трудно запечатлеть в скульптуре или живописи.
Не то чтобы я в это верю, но совпадения интересные.
Замечание из моих личных наблюдений: в усадьбе Мураново мужчинам часто становится плохо. Трижды я была здесь с группой поэтов. Помню, как экскурсовод, глядя на 15-летнего мальчика, сына поэтессы Татьяны Полетаевой, сказала:
А ваш мальчик сейчас в обморок упадет.
Сразу после этой фразы мальчик действительно зашатался и его пришлось отпаивать водой.
На вопрос, как экскурсовод это заметила, последовал ответ:
Здесь такое часто случается. С мальчиками. Привыкла уже.
Во время моего визита во второй и в третий раз, из здания выходили здоровые мужчины, которым неожиданно становилось дурно. Они не могли дослушать экскурсию до конца.
Странная история с шаровой молнией
Ну и фишка напоследок. Стихотворение "Люблю грозу в начале мая" здесь не любят и просят не цитировать. Потому что в 2006 году в усадьбу неожиданно залетела молния. Причем, не обычная, а шаровая, что само по себе редкость.
От попадания молнии сгорела "тужиловка", детская комната.
И в этом месте думаешь, а может быть, Баратынский что-то знал, когда ограничил количество окон в доме?
Да, забыла сказать, что количество окон он ограничил, а те окна, которые имелись, жена собственноручно украсила своей вышивкой. Помещаю здесь узор вышивки, может, кто знает, что он означал.
Вот кусочек вышивки.
А вот образец окна с этой вышивкой.
Кстати, попадание молнии случилось в юбилейный год празднования 240-летия со дня рождения и 170-летия со дня смерти Льва Энгельгардта. Того самого деда-колдуна.
Поговаривали, что молния охотилась на знаменитую библиотеку Энгельгардта, которой так гордилось Мураново. У библиотеки есть слава чернокнижной, поскольку среди кучи томов имеются фолианты по оккультизму и черной магии. Энгельгардт очень дорожил библиотекой и передал ее своей дочери.
Усадьба поспешила объявить об уничтожении ценных фолиантов, однако выяснилось, что молния опоздала. Буквально за несколько дней до страшного пожара все книги были вывезены в Клин, где они до сих пор и пребывают.
Я не призываю вас верить в мистические вампирские истории, но, на мой взгляд, все это интересно. А учитывая, что в Европе на историях о вампирах и замках с привидениями делаются целые состояния, то, я считаю, и экскурсоводам Мураново нечего скрывать, а можно все это даже и рассказывать.
А вы что думаете по этому поводу?
На своем канале я пишу о самом интересном в литературе.
В связи с историей о вампирском Мураново вас могут заинтересовать такие тексты:
Первая часть материала про Мураново, где я ввожу в курс дела и рассказываю о чудачествах старика Энгельгардта
История о возникновении дьявола и его преображения в литературе и искусстве. (Ну да, от плохого к хорошему).
Судьба книги "Дракула" в России (Александр Блок читал и стучал зубами от страха. А потом "Дракула" вдохновил кое-кого на дополнения к коммунистическим идеям).
Текст написан по материалам "Комсомольской правды", там можно почитать кое-какие подробности.
Путешествие в Мураново состоялось, благодаря порталу для путешественников "Путь-дорога". Там можно составить удобные маршруты для передвижений по Подмосковью, а заодно - почитать официальную версию событий в Мураново. Убедитесь, что я ничего не приврала. Все зависит от интерпретации.