Найти тему
Internetwar. Исторический журнал

Борьба за огонь

Одна из самых завораживающих книг детства. Пещерные львы, медведи, мамонты, носороги и первобытные люди, сражающиеся за огонь. Каждые каникулы брал в библиотеке «Борьбу за огонь» Рони-старшего и читал как в первый раз.

«БОРЬБА ЗА ОГОНЬ» КНИГА

Тогда мне было безразлично, сколько тут вымысла, домысла, и сколько хоть какой-то реконструкции. А ведь не такая уж дурная фантазия наполняет книгу. По меркам науки начала XXвека.

Племя явных сапиенсов утрачивает свой неугасимый огонь. Получать его высекая искры или трением они не умеют и снаряжают два отряда на поиски огня. Один отряд – главный – состоит из симпатичных молодых воинов Нао, Нама и Гава. Другой – из густо поросших волосом звероподобных братьев, сыновей Зубра.

Большая часть книги – одиссея Нао, Нама и Гава. Их путь для автора всего лишь способ показать как можно больше всяких штук из доисторических времен. Сражение льва и тигра, гиппопотам, мамонты, серый медведь. Они охотятся и дерутся меж собой.

-2

Здесь же Рони-старший смешивает в одну кучу несколько видов гомо: собственно, сапиенсы, людоеды-кзамы (можно предположить, что это неандертальцы), придуманные рыжие карлики и люди-без-плеч. Люди, стоящие на разных ступенях развития. Не только физического, но и технологического.

Да сведения об этих гомо фантастичны для сегодняшнего уровня науки. Да, они, пожалуй, действуют слишком осмысленно, склонны к стратегии и планированию как нападения, так и обороны. Ну да эта часть фантазии идет на пользу увлекательности. По крайней мере, автор старается оставаться в канве научных представлений.

Интересно, что иллюстраторы той советской книжки оказались менее научно подкованы, чем Рони-старший. Они легко поместили в одно племя явных сапиенсов (Нао, Нам, Гав) и не менее явных неандертальцев (злобные братья сыновья Зубра). У Рони-старшего они всё-так различаются не сильно.

-3

«БОРЬБА ЗА ОГОНЬ» КИНО. К ВОПРОСУ О НЕАНДЕРТАЛЬСКИХ ГЕНАХ

Французскую экранизацию «Борьбы за огонь» (1981) я посмотрел совсем недавно. Посмотрел и онемел. Это действительно хорошая реконструкция каменного века. Не буду разбирать детали (во-первых, я не антрополог, во-вторых, фильм прокомментировал Дробышевский), просто остановлюсь на заинтересовавших меня моментах.

Прежде всего, это не просто экранизация книги. Если Рони-старший представил литературную реконструкцию каменного века в представлениях начала XX века, авторы фильма сделали то же самое, но в кино и в представлениях науки конца XX века. Куда там «Прогулкам с пещерными людьми». Или пошлятине типа «10 000 лет до н.э.».

В кино уже меньше фантазии, вольностей, нет явно надуманных гомо типа людей-без-плеч, не сведены в одном месте разнообразные животные. Тем не менее, есть сапиенсы и неандертальцы.

Племя Нао, Нама и Гава – это уже неандертальцы. Дескать, они более отсталые, чем сапиенсы. Живут в пещерах, не умеют добывать огонь, пользуются более примитивными орудиями. Огонь им приходится тырить у сапиенсов.

Там же они тырят и девушку. Это уже к вопросу о неандертальских генах в геноме современного человека. Вообще натурализма в этом фильме хватает. Не то чтобы прямо повальный разврат, но вполне достаточно, чтобы такое не показывать советскому зрителю.

-4

Но самым удивительным для меня в «Борьбе за огонь» стали слова, язык. Его тут фактически нет. У Рони-старшего герои говорят, хотя и не сильно литературно, но вполне понятно. В фильме пещерные люди изредка что-то лопочут на вымышленном языке и всё.

Тем не менее все их действия, чувства, эмоции, мотивации – всё предельно ясно. Наверное, это и называется «искусство», умение сыграть, отменная режиссура. Отдельные эпизоды так и стоят перед глазами, сыгранные ярко и убедительно. Даже комедийные моменты обыграны достойно.

И да, Рон Перлман – этот парень прекрасен в роли неандертальца. Мог бы вообще сыграть без грима.