О судьбе БК-31 я подробно рассказывал. Это потопленный в октябре 1942 года, во время Сталинградской битвы, бронекатер. А недавно его подняли с волжского дна. Вернуться к этому героическому кораблику меня побудил новый документальный фильм “Бронекатер”.
- Родственница одного из членов погибшего экипажа рассказывала, что ей позвонила мама: “Нашли моего отца”. Она подумала, что у пенсионерки что-то не так с головой. А когда углубились в эту историю, стало понятно, что действительно нашелся отец. И семья приезжала сюда на захоронение. С ними был прапраправнук краснофлотца. Для него это было уникальное событие, - поведала, предваряя фестивальный показ фильма, исследователь военно-исторического музея “Наследие” Анна Василевская.
Я также писал и о немецком артиллеристе Виганде Вюстере, который подбил наш катер. В документальную работу вошло интервью с его сыном.
- Прошлое моего отца никогда не было для меня тайной. Еще маленьким я узнал, что когда-то он был солдатом и был очень долго в плену в Советском Союзе. Свое участие в войне он рассматривал как выполнение долга. Он не хотел этой войны. Большая часть немецкого народа ее не хотела. Они были совершенно подавлены, - полагает Манфред Вюстер.
Как только ни называли эти БК: “речные танки”, “броняшки”, “бычки” и даже “букашки”. Чертежей судов этого проекта не сохранилось, так что находка, действительно, уникальная. Это одно из крупнейших открытий в подводной археологии России прошлого десятилетия. Бронекатер отыскали аквалангисты.
- Мы незамедлительно выехали на место и с водолазами начали обследование участка, - говорит руководитель операции по извлечению останков судна Дмитрий Кабельков. - Через неделю инженеры предоставляют мне данные, что на подъем необходимо шесть месяцев. Я понимал, что уже осень и переносить подъем нельзя. Может быть, бронекатер снова уйдет под толщу песка и мы его не найдем.
Остов судна был далеко от берега. В этом месте достаточно сильное течение и плохая видимость. При попытках поднять катер несколько раз обрывались тросы. Оказалось, что он стоит не на песчаном дне, а на деревянной галере петровских времен. Волга - это крупнейшее кладбище плавсредств разных эпох в России.
Корпус похож на решето: так много пробоин. Их заделывали “морской сваркой”. Это ироничное название для деревянных чопиков.
- Для чего нужны были бронекатера? Это как патрульные суда на речных магистралях, на пограничных реках, - рассуждает доктор исторических наук Лев Ларин. - Иногда смущает название. Создается впечатление миниатюрного линкора. На самом деле броня была только на танковой башне. Толщина бортовой брони колебалась от 4 до 8 мм. Практически после каждого выхода на боевое задание они возвращались с десятками дырок. Обычная винтовочная пуля легко пробивала борт такого бронекатера.
20 дней БК-31 выкапывали из песка и ила. После подъема судно реставрировали. Устанавливали личности членов экипажа. Выяснили попутно, что незадолго до гибели катера трех человек из его команды расстреляли за оставление боевой позиции, хотя они потом и вернулись.
- Ситуация с расстрелом трех человек из состава экипажа достаточно запутанная, потому что непонятно, чем эти трое выбились из общего ряда, чем они провинились. Тем более что один из них буквально за день до этого был награжден медалью за участие в действия морской пехоты, - отметил реставратор Андрей Карпов.
Сейчас БК-31 стоит на берегу Волги. Официальное открытие никак не дает провести коронавирус. По последним данным, церемонию организуют в сентябре, когда в Волгограде празднуют День города.