Дата его рождения неизвестна. Так бывает сплошь и рядом. Подумаешь, у одного из многочисленных итальянских художников где-то в 1520-х годах родился сын, который, скорее всего, тоже станет художником. В чем новость-то?!
Зато потом, когда этот художник становится знаменитостью, моменты его биографии отслеживают с большим старанием, да и то не всегда. Но уж смерть-то фиксируют точно.
Так и в данном случае. Неизвестно, в каком году родился Джузеппе Арчимбольдо, зато совершенно точно известно, что умер он 11 июля 1593 года.
Так уж получилось, но это имя в нашей стране известно не очень хорошо, при этом некоторые картины художника гарантировано встречались чуть ли не всем — по крайней мере, две из них. Представленная ниже Флора (древнеримская богиня весны и цветов):
И Вертумн (римский бог времен года и плодов):
Где их только не используют! И больше всего в рекламе, при этом рекламировать могут продуктовые магазины, аптеки, клубы и просто здоровый образ жизни.
А еще ему усиленно подражают. Но... получается не очень удачно. Вот вроде бы все так же, но чего-то не хватает. Вдохновенного полета, что ли?
Ко всему прочему, Флора и Вертумн не единственные картины Арчимбольдо в таком духе. Вот, полюбуйтесь, серия "Времена года" — Зима, Весна, Лето и Осень.
"Потрясающе! — уверяли историки искусства. — ни на что не похоже. Как же это классифицировать-то?"
"Возможно, истоки творчества Арчимбольдо стоит искать в средневековом гротеске?" — предполагали одни.
"Нет-нет, это типичный маньеризм!"
Ну, да, конечно, много вы видели такого у художников-маньеристов? Сами же уверяли: "Ни на что не похоже".
"Он был предшественником сюрреалистов!" — уверяют другие и этот спор будет вечен.
А не проще ли признать, что Арчимбольдо — это Арчимбольдо, который создал арчимбольдизм!
Ну, да, создал, хотя начинал, судя по всему, вполне традиционно.
Чем он занимался в молодости?
Создавал церковные фрески, разрабатывал эскизы для витражей (результат можно посмотреть в Миланском соборе) и шпалер, писал вполне традиционные портреты.
Помните я писала заметку о королеве Франции Елизавете Австрийской? И там приводился портрет семьи ее родителей (ниже как раз он).
Так вот — этот семейный портрет приписывается кисти Арчимбольдо. Историки искусств только не сошлись во мнении, является ли картинка полностью творением Арчимбольдо или он всего лишь сделал копию с более ранней картины. Но в любом случае, свою руку к ней он приложил.
Да, начинал Арчимбольдо традиционно, но чем дальше, тем более разнообразным было его творчество. Необычные портреты из живых и неживых предметов вы уже видели (и это еще не все). Но ко всему прочему Арчимбольдо добился славы как режиссер-постановщик придворных праздников (у двух императоров Священной Римской империи). Он занимался инженерными работами, в том числе создал несколько театральных машин и разрабатывал театральные эффекты. Курировал приобретение экспонатов для кунсткамеры и работу самой кунсткамеры. На профессиональном уровне занимался естествознанием. А с другой стороны — что вы хотите от человека Возрождения? Им было интересно все, и они ничем себя не ограничивали.
Вот ниже рисунок Арчимбольдо с пояснениями, откуда берется шелковая нить.
А если вы посмотрите ту же Флору, то заметите, что все используемые в портрете растения можно опознать. Это не фантазия на тему каких-то абстрактных цветов — у Арчимбольдо все передано очень точно. И к живности это тоже относится.
Пока Арчимбольдо был придворных художником императора Максимилиана II его положение было очень надежным. А вот когда императором стал его сын — Рудольф II — положение Арчимбольдо стало великолепным!
Сказать, что Рудольф II был человеком со странностями, значит, ничего не сказать. Он был блестяще образован, слыл меценатам, но одновременно был и человеком, психически и физически нездоровым. Он постоянно страдал от депрессий. Он полностью погружался в мистические мечтания. Увлекался алхимией, астрологией, вызовом духов... И, конечно, символические картины Арчимбольдо приводили его в восторг.
Восторг императора имел вполне конкретное выражение. Сначала у Арчимбольдо резко вырос заработок. Потом вместе с восемнадцатилетним сыном художник получил дворянство (так уж получилось, но хотя семейство Арчимбольдо считалось очень старым — по преданию, их предок переселился в Италию из Южной Германии еще во времена Карла Великого — дворянства у них не было). А за портрет "Вертумна" (который был портретом самого Рудольфа II в образе римского бога) Арчимбольдо получил титул пфальцграфа. Между прочим, до этого лишь два художника удостаивались подобной награды (один из них был Тициан). А вот после — никто.
Естественно, Флорой, Вертумном и Временами года творчество Арчимбольдо не ограничивается. Вот один из любимых мною портретов — "Библиотекарь".
Или серия картин "Четыре элемента" — Земля, Вода, Воздух и Огонь.
Или существующий в двух вариантах портрет Юриста. При этом искусствоведы спорят, идет ли речь об образе абстрактного юриста или художник изобразил конкретного человека, а если конкретного, то кого? Претендентов два — основатель одного из протестантских учений Жан Кальвин и юрист Ульрих Цезе (Цазиус). Но в любом случае, портрет выглядит едкой насмешкой.
Или вот два портрета-обманки.
Смотришь с одной стороны — обычный натюрморт, на редкость реалистичный. Приготовленное блюдо, с которого руки слуги снимают крышку. Но стоит натюрморт перевернуть, и мы видим портрет человека. Знакомьтесь — "Повар".
А это "Огородник".
Арчимбольдо любил такие обманки. Вот его автопортрет. Смотришь — суровый реализм, но если приглядеться, то замечаешь, что портрет создан из изображения лент!
При этом дата создания находится под воротником, а возраст — прямо на лбу, над бровями. Шутник, что тут скажешь.
Я уже писала, что необычные портреты Арчимбольдо где только не используются, и я тоже использовала один из них.
Спросите: "Какой и для чего?"
Портрет "Библиотекарь" для оформления обложки библиотечного журнала.
© Юлия Р. Белова
Подборка "Изобразительное искусство"
Путеводитель по каналу. Часть 1: Исторические заметки, Музыка и танцы, Читая Дюма — а как там по истории?, Читая Дюма — почему они так поступили?, Повесть А. Говорова "Последние Каролинги"
Путеводитель по каналу. Часть 2: Книги, писатели, поэты и драматурги, О чтении, Читая Стругацких, Мифология... фэнтези... научная фантастика, США и Кеннеди, Мои художественные произведения, Отзывы на мои художественные произведения, Истории из жизни, Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения, Фоторепортажи
Путеводитель по каналу. Часть 3: Видео, О кино, телевидении, сериалах и радио, Галереи
Я на Автор.Тудей Регистрируйтесь, читайте, не забывайте ставить лайки и вносить книги в свои библиотеки
Моя библиография на Фантлабе Смотрите, голосуйте