Расставим сразу точки на i. Я не собираюсь никого защищать или искать виноватых. Единственная цель данной статьи показать другую "точку входа", другой способ думать о ситуации.
Ребенок отстаёт по программе, не делает домашних заданий, плохо сдаёт или не сдаёт экзамены и т.д. Эта проблемная ситуация вызывает другую, поиск виноватого. Две стороны конфликта: родители и система образования, в лице учителей и администрации школы, начинают выяснять кто крайний. Учителя говорят, что родители мало времени уделяют своим детям, не занимаются их воспитанием и прочее. В свою очередь родители обвиняют систему образования: не так и не тому учите, плохо организован учебный процесс и далее по тексту.
Великое противостояние, каждый отстаивает свою правоту. А ситуация с детьми становится всё хуже и хуже. Поразительно то, что обе стороны конфликта понимают, что проблема есть. И она глобальна. Речь идёт не про единичные случаи. Дети массово стали хуже осваивать школьную программу. Неважно достаточно ли она соответствует чьим-то представлением об идеальном. Будем воспринимать этот факт просто как показатель. А вместо того, чтобы совместно думать над решением, обе стороны конфликта занимаются взаимными обвинениями.
А тем временем дети... Что же с ними происходит?
Думаю все слышали про теорию поколений. Иксы, игреки, зеты. Знакомо? Разработали теорию американские ученые Уильям Штраус и Нил Хоув. Они заметили, что существующие экономические циклы порождают определенный тип людей. Каждые двадцать лет меняются социальные и экономические условия в мире и дети, рожденные в это время, получают определенные поведенческие черты. Несмотря на то, что они занимались исследованием людей рожденных в США, эта теория была перенесена на историю многих стран. В том числе и России. Правда у нас изучением различных поколений занимаются не историки и социологи, а маркетологи и HR-менеджеры. Первые думают какие средства воздействия будут эффективны для определенных возрастных групп. Вторые решают вопрос как заманить на работу и добиться эффективности от "новых" людей.
Большинство тех, кто сейчас посещают школу, принадлежат к пополнению Z. С ними тяжеловато в обучении и общении. Они инфантильны, стремятся к быстрому успеху и не видят смысла в учебе. Для них не существует авторитетов, часто они говорят, что ничего не хотят и ни на что нет энергии. Но уже очень скоро нас ждут новые трудности. Дети, которые сейчас посещают начальную школу, представляют собой гораздо больший вызов для системы образования, родителей и целых государств.
Первым исследователем этих малышей стал Марк МакКриндл, он назвал их поколение "Альфа". Основной определяющей чертой является то, что с самого раннего возраста они больше взаимодействовали с гаджетами, чем с людьми. Дети из поколения "Альфа" научились использовать смартфоны и планшеты раньше, чем разговаривать. Вся их жизнь протекает в сети, это их мир, в котором им хорошо и комфортно, а реальность не представляет интереса.
У этих детей выявлен синдром, который получил название цифровой аутизм. У них абсолютно здоровый мозг, но он не обучен воспринимать человеческие эмоции. Им сложно понять, что они чувствуют и как следствие понять, что испытывают люди вокруг. А без этого невозможно выстроить теплые, доверительные, близкие отношения. Что в свою очередь сказывается на качестве жизни. Пока эволюция не переделала нас, мы остаемся социальными животными и испытываем потребность находится среди других людей и быть им нужным. Мы жаждем понимания. Поэтому одно из основных направлений работы с такими детьми это учить их распознавать эмоции. Это может показаться странно и нелепо, но это новая реальность.
Дети поколения "Альфа" предпочитают находиться в компании себе подобных. Им не интересны взрослые, они больше доверяют друг другу и блогерам, чем собственным родителям. А я напомню, речь идет про 10 летних детей, без жизненного опыта и знаний. Какие суждения о мире они могут сделать? Учитывая то, что этот мир им не особо интересен. Чтобы воспитать из них взрослых людей, способных справляться со своей жизнью, нужно научиться разговаривать на их языке, взаимодействовать с ними таким способом, который они смогут воспринять. Постоянная практическая деятельность, через которую им можно объяснить устройство мира. Соединение различных видов деятельности: игра, спорт, обучение, общение. Всю информацию перевести в визуальный формат и добавить интерактивные элементы. И прочее.
Пока я читала информацию про это новое поколение, в голове настойчиво всплывал образ детей индиго. Предсказание о появление таких детей, которые будут лучше нас и спасут этот несчастный мир. Забавно как всё вышло на самом деле.