В предыдущей записи было отмечено, что такие предположения о наличие существенных внешних факторах, способствующих формированию Человека, уже позволяют реконструировать возникновение отдельных особенностей в культурном развитии первобытных людей и принципов построения начальной формы социальной организации.
Но прежде чем рассматривать закономерности развития социальной организации Человеческого сообщества, необходимо установить какие психические особенности приобрел Человек в результате императивных воздействия Субъектов на его биологическую основу.
Исходя из ранее изложенных принципов разложения психического аппарата живого организма, можно набросать следующую структуру личности Человека Разумного: –
Био-Я, Социо-Я, гендерное-Я, Я, Цензор, ОНО, Супер-эго. Я – идеал.
В чем-то такая структура аналогична трехкомпонентной фрейдовской модели личности, но рассмотренные ранее факторы, способствующие формированию таких компонент, требуют по-новому взглянуть на характер психических процессов, идущих в человеческом сознании.
Здесь особо следует выделить компоненту Я – идеал. Форма её образования исключает наличие каких-либо природных факторов и образуется как особое подключение психического аппарата мыслесферы к сознанию человека.
Здесь я использую фрейдовские высказывания относительно данной компоненты, в которых он говорил, что Я – идеал воспринимается сознанием человека как некоторое высшее существо: -
«Будучи маленькими детьми, мы знали этих существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приняли их в себя самих».
Кроме этого, следует иметь ввиду, что, так как компонента Я – идеал формируется на основе пространственно-удаленной формы подключения сознания мыслесфер, то, каково бы ни было это подключение, в компоненте Я - идеал всегда будет отражаться, в той или иной степени, то «космическое грехопадение», которое произошло с мыслесферами.
А это, в свою очередь, помогает понять слова К.Г. Юнга о «коллективном подсознательном», которое, подобно грибнице, связывает человеческий дух в единое целое.
В этой компоненте запечатлены все прошлые несовершенства мыслесфер, которые сказываются на психике всего вида Человека Разумного. Такая специфичность Я – идеала дает основное объяснение тому, почему наша духовная жизнь воспринимается как надприродное явление. И это, в свою очередь, полностью соответствует христианской антропологии, которая признает в человеке тройственную структуру реальности - тело, душа, дух. По религиозному осмыслению именно дух образует высшие свойства человека, в которых отражен «образ и подобие Божие», и которым обладает только человек.
В компоненте ОНО сосредоточена биологическая, тварная сущность человека, содержащая огромный объем распределенных и не осознанных влечений, безраздельно властвующих в этой компоненте.
Супер-эго это компонента, в которой распределенные и бессознательные влечения приобретают форму конкретных ощущений и влечений в психическом аппарате. Можно сказать, если использовать формулировки из теории вероятности, здесь происходит преобразование стохастических процессов в детерминистскую форму. Таким образом, происходит своеобразное обобщение различных внутренних влечений, преобразование их в форму конкретных стимулов, в том числе имеющие аморальный и садистский характер.
Компонента гендерное-Я, приобрела особое значение в связи с особенностями воздействия высокоразвитого Субъекта на первичное сообщество первобытных людей, в котором в особую категорию была выделена его женская часть. В связи с этим, принадлежность к тому или иному полу приобретает, в дальнейшей организационной структуре социума, большое значение.
Компонента Социо-Я, также стала очень важной характеристикой индивида, так как в связи с появлением нового типа коммуникаций, речевого общения, становится очень знаковой роль индивидуальных, мыслительных способностей человека, которые начинают определять его место в социуме.
Компонента Био-Я, характеризует меру приспособленности организма к условиям внешней среды, его способность реагировать, как на различные действующие природные эффекты, так и предварять своими действиями возможные будущие негативные воздействия.
Компонента Цензор, является некоторой распределенной субстанцией, в которой на разных уровнях создаются представления о соответствии различных видов влечений, «блуждающих» в психическом аппарате человека с теми императивами, которые генерирует наиболее значимые компоненты психики. Можно сказать, что здесь осуществляется контроль над сознательными процессами, в результате которого определенные действия блокируются или подвергаются своеобразной оценке, например в виде укоров совести. При этом, доминирование нравственной оценки своих действий становится решающей особенностью человеческого сознания, которая отличает его психику от психики других живых существ.
Вместе с тем мы наблюдаем огромное количество человеческих поступков, которые никак не укладываются в высокие моральные нормы. Возникает вопрос, почему же высокоразвитые Субъекты, в том воспитательном действии, которое они осуществляли в первобытном Человеческом сообществе, не довели их психический аппарат до совершенства, в котором окончательно и навсегда были бы заблокированы любые формы безнравственной активности?
Конечно, это только моё предположение, но у них стояла задача создать АВАТАРА, (интроекция сознания мыслесферы в человеческое существо) который должен, в полной мере, выявлял недостатки в развитие мыслесфер, а не создание нового самостоятельно мыслящего существа. Поэтому, Цензор, по всей видимости, не может полностью заблокировать весь набор влечений «блуждающих» в психике человека, а дает им только оценку в соответствии с уровнем нравственного развития подключенной мыслесферы.
Компонента Я, непосредственно характеризует саму личность человека. Эта компонента уже не является распределенной, а сосредоточена в определенных слоях головного мозга. В ней, по выражению физиологов, происходит связывание различных внутренних возбуждений, замещение царящий в них первичный хаос вторичными процессами, превращение свободной энергии активности в покоящуюся тоническую форму.
В моей физико-математической интерпретации, в этой компоненте происходит столкновение различных связностей, топологий, действующих в психическом аппарате, в результате которого образуются материальные аномалии в виде различных реальных физических процессов. А уже эти процессы, на основе действующих в компоненте Я регуляторных функций, преобразуются, как в мыслительную, так и в поведенческую мотивацию. Как итог, именно эти вторичные процессы, вкупе с качеством построения регуляторных функций компоненты Я, формируют в сознании ясное представление о своих желаниях, побуждениях и стимулов к действию. Образуются осознанные цели и план действий, направленный на их достижение.
Отсюда, становится более ясной смысловое назначение речевой функции. Через посредство слов внутренние психические и мыслительные процессы становятся восприятиями и отражают сущность императивов, выстроенных в человеческом сознании.
Как говорил святой апостол Иаков в своем соборном послании: -
«Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело».
Неотделимое от мысли слово позволяет осознать степень духовного совершенства как подключенной мыслесферы, так и человеческой личности. Именно через свое личностное Я и подключенной духовной сущности мыслесферы человек, словами Василия Великого, «уразумевает Бога, проникает рассудком в природу сущего, пожинает сладчайший плод мудрости».
Чем гармоничнее соединены эти две компоненты, Я и Я – идеал, тем полнее становятся знания об окружающем нас Мире.
Предвидя возможные критические оценки такого рационального разложения человеческой психики на отдельные компоненты, хочу отметить, что к такой дифференциации нельзя подходить с догматичной прямолинейностью. Условное выделение указанных выше компонент в самостоятельные психические структуры позволяет проще проанализировать принципы, на основе которых функционирует человеческое сознание.
(Продолжение следует)