Найти тему
Кинооператор рассказывает

65. Расстыковка на лунной орбите. Почему все кадры лунного модуля - это макеты?

Я открыл "космическую энциклопедию", чтобы вспомнить, как именно происходила расстыковка космических кораблей "Аполлона-11" перед посадкой на Луну. И вот что узнал. Вначале 12 витков вокруг Луны лунный и командный модуль летели в спарке.

Вначале все три комических корабля летят, соединённые вместе.
Вначале все три комических корабля летят, соединённые вместе.

В начале 13-го витка, командный модуль «Колумбия» (он на рисунке под номером 1) и лунный модуль «Орёл» расстыковались. Армстронг с помощью двигателей системы ориентации совершил полный поворот лунного модуля вокруг вертикальной оси, Коллинз визуально осмотрел его и сообщил, что опоры посадочной ступени (на рисунке под номером 3) раскрылись нормально. Армстронг доложил в ЦУП в Хьюстоне о расстыковке. Отвечая на вопрос об ощущениях, он сказал: «У „Орла“ есть крылья». Коллинз заметил, что «Орёл» отлично выглядит, только летит вверх ногами. На что Армстронг ответил: «Кто-то из нас летит вверх ногами».

Лунный модуль через иллюминатор командного модуля выглядит верх ногами.
Лунный модуль через иллюминатор командного модуля выглядит верх ногами.

Какой замечательный текст написан! Эмоционально и с лёгким юмором! Именно так, как учат на курсах начинающих сценаристов. Читаем дальше.

Коллинз отвёл «Колумбию» на расстояние около 1300 м. В конце 13-го витка, над обратной стороной Луны, на 29,8 секунды был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, «Орёл» перешёл на орбиту снижения с апоселением 105,9 км и периселением 15,7 км.

Как всё точно описано. Двигатель включился на 29,8 секунды. Если написать, что двигатель включился на 29,83 с, никто не поверит. Скажут, что с такой точностью, до сотых долей секунды, невозможно сделать интервал включения и работы двигателя. Если же округлить число и написать 30 секунд, то читатель усомнятся в достоверности - чт-то уж слишком ровное число. А вот 29,8 с - как раз то, что нужно. Это как ценник на товаре - не ровно 30$, а 29,98$. Сразу чувствуется научный расчёт стоимости.

Лунный модуль летел опорами посадочной ступени вперёд и иллюминаторами вниз, чтобы астронавты могли отслеживать ориентиры на поверхности.

20 снимков расстыковки, "Аполлон-11", кассета 44.
20 снимков расстыковки, "Аполлон-11", кассета 44.

Скажу честно, написано классно! Ещё немного - и побежит слеза гордости за выдающееся достижение человечества. Но слеза что-то не подкатывается к горлу при рассматривании фотографий, предназначенных "для всего человечества". И даже более того, после просмотра всей этой серии кадров возникает ощущение, что ты нечаянно вляпался в дерьмо. Тебе пообещали одно, а когда ты протянул руку - тебе подсунули дерьмо.

Все кадры расстыковки сняты с использованием игрушечного макета, подвешенного на двух тонких проволочках.

Поэтому мы можем утверждать, что астронавты не могли видеть, как происходила расстыковка. Ни Армстронга, ни Коллинза не пригласили на съёмку этого эпизода. Эпизод снимали без актёров.

Вид удаляющегося лунного модуля получали путём соединения двух кадров: отдельно фрагмент иллюминатора на переднем плане - это один кадр, а игрушечный лунный модуль вдали - другой кадр. Мы уже писали в статье 63. Каким образом из двух снимков получалась одна лунная фотография? Часть 1, что при увеличении яркости снимка видны следы монтажа - как будто кто-то вырезал лунный модуль и вклеил его в другую фотографию, где чёрный космос виден через иллюминатор.

Слева - снимок AS11-44-6592 с официального сайта НАСА, справа - повышена яркость снимка.
Слева - снимок AS11-44-6592 с официального сайта НАСА, справа - повышена яркость снимка.

Вокруг этого снимка давно уже бушуют споры. Защитники НАСА, сидящие на грантах Госдепа, а также иностранные агенты, днюющие и ночующие в наших сетях, пытаются доказать, что игрушечные макеты и куколки реально были на Луне. Но для большинства людей уже давно понятно, что никаких технических возможностей слетать на Луну 50 лет назад просто не было, а вся высадка на Луну в конце 60-х гг. ХХ века снималась с помощью существующих технологий Голливуда. Эти технологии легко читаются что в фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г., что в фильме-эпопеи "Звездные войны" ("Star Wars") - вместо реальных комических кораблей в кадре находятся уменьшенные копии - макеты.

Съёмка макета космического корабля в фильме "Звёздные войны".
Съёмка макета космического корабля в фильме "Звёздные войны".

Технология заключается в том, что ВСЕ космические корабли на общих планах (т.е. их внешний вид) сняты с помощью макетов. Точно также и "Расстыковка на лунной орбите" в сериале "Аполлон-11" снята с помощью подобной технологии. Во всех кадрах "отстыковки" лунного модуля используются уменьшенные копии - макеты. А потом отснятый кадр лунного модуля вставляется в кадр иллюминатора на оптической трюк-машине. И поскольку это отработанная технология (соединение двух кадров в один комбинированный кадр), то такой снимок, типа AS11-44-6592 с маской, "вырезающей" лунный модуль, должен быть не один, их должно быть много, если не сказать более - ВСЕ кадры в серии должны быть выполнены по единой технологии, чтобы не отличаться друг от друга.

Поскольку кадры после номера 6592 пошли анаглифом через красный и синий фильтры,

-6

возьмём снимки с меньшими порядковыми номерами.

Вот снимок AS-44-6591, который взят с официального сайта НАСА. При повышении яркости снимка вокруг лунного модуля также видна маска.

Слева - снимок AS-44-6591 с официального сайта НАСА, справа - его высветление.
Слева - снимок AS-44-6591 с официального сайта НАСА, справа - его высветление.

Вы сами можете это всё проверить, заглянув на сайт НАСА вот по этой ссылке: https://www.hq.nasa.gov/alsj/a11/images11.html#Mag44

В Фотошопе изменИте "уровень серого", высветлив фотографию. Если контуры маски читаются слабо, усильте резкость через "Фильтр"-"Усиление резкости"-"Резкость+". Вы должны увидеть чёткую маску.

Вот кадр с меньшим номером, 6590. Здесь тоже присутствует маска.

-8

Вот ещё снимки, подряд по номерам в сторону уменьшения, без исключения. Сначала два новых снимка, 6589 и 6588.

-9

-10

Можно заметить, что в нескольких снимках используется одна и та же заготовка с лунным модулем, там одна и та же маска вокруг него. Эту картинку-заготовку крутят против часовой стрелки для получения разнообразия снимков.

Для других снимков, где лунный модуль как бы повернулся вокруг своей оси, используют другую заготовку лунного модуля с другой маской, огибающей с запасом контуры ЛМ. Вот ещё очередные 11 снимков. Слева - оригинал с официального сайта НАСА, справа - высветленная копия (иногда нами специально немного увеличенная в масштабе и кропнутая, чтобы эффект маски был лучше виден). Номера с 6587 по 6577.

-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19
-20
-21

Вы, наверное, заметили, что блики на опорах лунного модуля находятся на снимке самого лунного модуля, поэтому маска старательно охватывает все эти блики.

Лунный модуль с маской, охватывающей все блики на опорах, кадр AS11-44-6576.
Лунный модуль с маской, охватывающей все блики на опорах, кадр AS11-44-6576.

Итак, мы вам показали сначала три снимка с маской, потом ещё 2, затем 11 снимков, и вот ещё парочка. Итого будет 18 снимков.

-23
-24

В серии "Расстыковка" есть ещё несколько кадров. Но они так сильно забиты цветными и белыми бликами, что обсуждать там практически нечего - см, например снимок AS11-44-6573 ниже.

Снимок AS11-44-6573.
Снимок AS11-44-6573.

Но поскольку этот кадр входит в одну и ту же серию, то, чтобы он не выбивался из ряда остальных, он должен быть сделан точно по такой же технологии, что все остальные. Другими словами, там в кадре такой же игрушечный модуль и точно такое же совмещение двух снимков в один комбинированный кадр.

Итак, при рассмотрении серии снимков "расстыковка лунного модуля" мы обнаружили, что все снимки - это комбинированные кадры, полученные в лаборатории путём совмещения двух отдельных снимков. На всех снимках присутствует маска, что говорит о ЕДИНОЙ ТЕХНОЛОГИИ получения таких кадров. Причем сразу бросается в глаза разная зернистость изображений, разные шумы на чёрном фоне, что ещё больше подчёркивает независимость одного изображения от другого.

Наверное, вам уже хочется узнать, как выглядит аппарат, на котором сводились два изображения в единый кадр, где находилась маска и как она была изготовлена. Об этом - в следующей стате.

*

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!