Многие классические игры, которые не теряют актуальности и сегодня, появились в 1980-х годах: Pac-Man (1980), Ultima (1980), Mario Bros (1983), Tetris (1984) и SimCity (1989). В начале десятилетия на рынке появилось не только бесчисленное множество новых консолей, но и все более дешевые и мощные домашние компьютеры. В 1983 году североамериканская индустрия видеоигр пережила крупный "крах", вызванный рядом факторов.
Первой серьезной проблемой, способствовавшей краху, стало абсурдное перенасыщение рынка игровых консолей в Северной Америке. К 1983 году у геймеров были десятки вариантов консолей на выбор. Это создало ситуацию путаницы для рядового покупателя. Каждая консоль поставлялась с собственным набором игр от компании-производителя, а также с обширной сетью игр от сторонних разработчиков.
Из-за чрезмерного изобилия консолей было мало преемственности в играх с друзьями.
Вторая проблема заключалась в том, что после успеха, который индустрия видеоигр пережила в конце 70-х и начале 80-х годов, многие компании торопились как можно быстрее выпустить видеоигры.
Это стало огромной проблемой, поскольку в то время производители консолей потеряли контроль над тем, какие игры разрабатываются для их платформ. В начале 80-х годов компания Atari безуспешно судилась за право регулировать разработку сторонних игр для своих устройств. Эта неудача создала прецедент, который позволил любой компании разрабатывать игры для любого устройства. Любые блокировки, которые вводились производителями консолей, были просто переработаны и проигнорированы.
Некоторые сторонние разработчики, такие как Activision, действительно смогли создать отличные игры. К сожалению, у многих компаний, выпускавших видеоигры до Crash, не хватало технических навыков, чтобы справиться с этой задачей. Рынок был наводнен ужасными видеоиграми, пытавшимися стать следующим хитом. Даже такие компании, как Quaker Oats и Purina Dog Food, участвовали в этом веселье.
Высшей точкой этой тенденции плохих игр стали несколько громких провалов, которые финансово подкосили компании, занимающиеся видеоиграми, и вызвали обратную реакцию против консольных игр.
Два наиболее часто упоминаемых примера - это адаптация игры Pac-Man от Atari и видеоигра E.T. The Extra Terrestrial - настолько плохая игра, что она считается худшей видеоигрой всех времен.
Известно, что команде, создававшей E.T., было дано всего шесть недель на разработку, тестирование и маркетинг игры, прежде чем она была выпущена к праздничному сезону. Видеоигра, которую они создали, имела мало общего с фильмом и сразу же провалилась. Миллионы копий так и не были проданы и были захоронены на свалке в Нью-Мексико.
Ведущий разработчик E.T. сказал об игре: "У нас было буквально шесть недель, чтобы создать совершенно новую игру, произвести ее, упаковать и продать. Это была катастрофа. Я имею в виду, что программисты ее ненавидели. Игра никому не понравилась".
Последним фактором, способствовавшим краху, стала конкуренция со стороны персональных компьютеров.
В начале 80-х годов основные компании, производящие персональные компьютеры, вступили в ожесточенную ценовую войну, которая резко снизила общую стоимость компьютера. К 1983 году стоимость владения домашним компьютером была сравнима с ценой владения игровой приставкой, и многие потребители сделали выбор и перешли на другой корабль. Компьютеры позволяли играть в игры, а также обладали другими функциональными возможностями, которые консоли просто не могли предложить.
Продолжавшийся несколько лет, крах привел к банкротству нескольких компаний, производящих домашние компьютеры и игровые консоли.
Индустрия домашних видеоигр начала восстанавливаться в 1985 году, когда в США появилась Nintendo Entertainment System (NES), называемая в Японии Famicom. NES имела улучшенную 8-битную графику, цвета, звук и геймплей по сравнению с предыдущими консолями.
Nintendo, японская компания, которая начала свою деятельность как производитель игральных карт в 1889 году, выпустила ряд важных франшиз видеоигр, сохранившихся до наших дней, таких как Super Mario Bros, The Legend of Zelda и Metroid. Благодаря более совершенным технологиям игры продвинулись в новые сферы; геймплей и графика стали более инновационными. В играх появились собственные персонажи и более сложные сюжеты. Большинство жанров, которые мы знаем сегодня, зародились в этот период. Commodore 64 даже позволял высокомотивированным пользователям программировать свои собственные игры. Дети и подростки 1980-х проводили часы за домашними компьютерами или консолями, а с выходом Game Boy в конце десятилетия они продолжали играть даже после выключения света, при свете факелов под одеялом.
Кроме того, Nintendo ввела различные правила для сторонних разработчиков игр, созданных для ее системы, что помогло бороться с поспешными и некачественными программами. Сторонние разработчики выпустили множество других долговечных игр, таких как Mega Man от Capcom, Castlevania от Konami, Final Fantasy от Square и Dragon Quest от Enix.
В 1989 году компания Nintendo снова произвела фурор, сделав популярными портативные игры, выпустив 8-битное игровое устройство Game Boy и игру Tetris, которая часто шла в комплекте. В течение следующих 25 лет Nintendo выпустила несколько успешных преемников Game Boy, включая Game Boy color в 1998 году, Nintendo DS в 2004 году и Nintendo 3DS в 2011 году.
Крах видеоигр 1983 года - это грязная история, но в ней есть и положительная сторона. Он очистил рынок от множества консолей, представленных в то время, позволив геймерам принимать более взвешенные решения о том, какую из них купить. Ужасность таких игр, как E.T. и Chuckwagon, научила производителей консолей проверять качество своей библиотеки игр, а разработчиков игр, таких как Activision, - отстаивать свое творческое видение. Подобно очищающему лесному пожару, Crash расчистил поле для развития видеоигр и подъема настоящей игровой культуры.