Впервые я почувствовала диссонанс, когда выпускница после 2 лет занятий со мной, после того, как узнала и полюбила литературу, научилась «видеть» и понимать текст, автора, сказала, что мои занятия интересны, дают глубокие знания, но она будет учиться ещё параллельно на дистанционных курсах, где учат, как легко выстроить ПРАВИЛЬНЫЙ ответ. Постепенно я нашла вроде бы верный путь. Я изучила все требования, советы молодых репетиторов и работаю, пытаясь всё-таки совмещать с формированием необходимых навыков работы с текстом. И вот сегодня получила такую отповедь от одного из авторов блога о подготовке к ЕГЭ по литературе (после замечания, что не так всё однозначно с Обломовым):
Елена Ивановна, сложность надо доносить до тех, кто в ней нуждается. А то, вы знаете, чисто по-русски: ученику нужно знать, в каких произведениях писатели говорят о детстве, а вы ему лекцию на 2 часа о причинах и последствиях обломовщины. Если это культурный человек, он вас, быть может, и поблагодарит, но никогда более не обратится, потому что ответ не соответствует запросу. Если не очень - покрутит у виска и скажет что-нибудь неласковое. Результат - он не выполнит задание, а вы потратите время даром.
Я вот уже несколько часов не могу в себя прийти. Не от обиды, отнюдь. От растерянности. На мой взгляд, такой подход ужасен. Или я чего-то уже не понимаю? Знаю одно: после моих уроков в школе (когда работала), после индивидуальных занятий в ребёнке многое переворачивается. И я именно этого и добиваюсь. Дело даже не в моральных оценках, а именно в том, что подросток начинает ДУМАТЬ, осознавать, почему так сказано автором, размышлять о тексте, о литературе и философских вещах.
Нисколько не спорю с тем, что ребёнок должен уметь выстроить своё высказывание в соответствии с требованиями. Но нельзя же так-то …
Даже вот сформулировать не могу. Да уж, «покрутят мне у виска»…
Никогда не прошу поддержать, написать комментарий. Но сегодня очень хочется услышать, что я не одинока. А то уж как-то совсем будет грустно.
И начну-ка я, наверное, цикл статей о том, как надо читать и уметь понимать.