Как было отмечено в предыдущей заметке любой продукт, любой товар является результатом человеческого труда. Другого способа получить товар просто нет. Это не обязательно должен быть физический труд, когда человек машет кайлом, это может быть и интеллектуальный труд, когда человек придумывает робота, который за него машет кайлом. Также понятно, что человек трудится не просто так, у него есть цель - удовлетворить свои потребности. Иногда человек способен удовлетворить своим потребности непосредственно результатом своего труда. Например, выпекая пироги и поедая их. Иногда он обменивает результат своего труда на то, что ему нужно. Например, выпекая пироги и продавая их. Отсюда растёт самое элементарное определение труда, как "сознательной деятельности человека направленной на удовлетворения своих потребностей".
Но, давайте подумаем, а разве бывает так в современном обществе, что какой-либо продукт труда создаётся целиком и полностью одним человеком? Рассмотрим такой пример. У нас есть 10 пекарей, которые пекут пироги. Пекари разные - кто-тоу спевает выпечь пирогов в день больше, кто-то меньше. Кто-то чаще допускает брак, кто-то - реже. Но когда мы будет покупать конкретный пирог, не зависимо от того кем, хорошим или плохим пекарем он был произведён, пирог будет стоить одинаково. То есть пирог выступает не как результат индивидуального труда, а как результат обобщённого и усреднённого труда отдельных индивидуумов.
Но и пекарь не работает сам по себе. Кто-то должен зерно вырастить, сделать муку, доставить в пекарню, обеспечить хранение. Своевременно ремонтировать оборудование. Учить пекарей. Лечить пекарей. Развлекать пекарей. Кто-то должен построить дом, в котором пекарь живёт. И всё это в конечном счёте сказывает на результат труда - конкретный пирог. Возможно, этот пекарь работает хорошо, потому что его хорошо учили и лечили, а этот плохо - потому что у него трубу дома прорвало и он всю ночь не спал. То есть, каждый конкретный товар, производится не отдельным человеком, а всем обществом целиком.
Ранее мною было написано, что цена товара является мерой абстрактного, универсального труда, вложенного в него. Теперь необходимо сделать важное уточнение: это мера общественного труда вложенного в его производства. Этот общественный труд дискретно и неравномерно распределён между отдельными индивидуумами, становясь трудом индивидуальным, который и оплачивается зарплатой.
Хорошо, мы тут говорим, есть труд индивидуальный, есть общественный, но всё это какая-то абстракция. Как труд померить? Деньгами? Но это тоже какая-то абстракция. Какая же есть чёткая, понятная, материальная мера труда? Время. Общественный труд - это общественное время, индивидуальный труд - индивидуальное время, соответственно. Обычно говорят о рабочем времени, но на мой взгляд такое определение не совсем верно. Человек трудится не для того, чтобы трудится, а чтобы удовлетворить свои потребности. Но удовлетворение потребностей требует свободного времени. То есть труд - это потраченное человеком свободное время.
И так, у нас есть свободное время. Часть этого свободного времени человек тратит на самого себя, удовлетворяя свои потребности - это свободный труд. Часть своего свободного времени, человек вынужден тратить, чтобы получить возможность удовлетворять свои потребности - это вынужденный труд.
В рабовладельческом и феодальном обществе человек вынуждается к труду угрозой физического насилия. При капитализме принуждение имеет экономический характер. А коммунизм - эта такая форма общественного устройства, при которой полностью отсутствует вынужденный труд, то есть любая форма деятельности, которой человек будет заниматься будет непосредственно направлена на удовлетворение его потребностей