Найти в Дзене

Освобождение поселка Железинский, или Разведка боем по-советски

В начальный период Великой Отечественной войны разведка боем с советской стороны проводилась в основном весьма примитивно. Бралось пехотное подразделение (взвод, рота, батальон) и бросалось в атаку на немецкие позиции, а наблюдатели со стороны зарисовывали выявленную при этом огневую систему обороны противника, включая позиции артиллерии. Однако отдельные разведки боем заслуживают особого внимания, т.к. готовились они более тщательно, и участвовали в них гораздо большие силы, чем 1 стрелковый батальон. Примером тому была разведка боем, проведенная 14 июня 1942 г. войсками 61-й армии (Брянский фронт) вблизи поселка Железинский (ныне это деревня Железнинский, Калужская область).

Линия фронта подошла к Железинскому и надолго остановилась здесь, начиная с начала апреля 1942 г. К июню напротив Железинского занимал оборону левофланговый 1168-й стрелковый полк 346-й стрелковой дивизии. После 2 месяцев затишья штаб 61-й армии принял решение провести здесь разведку боем и при удачном стечении обстоятельств освободить от противника Железинский и находящийся к востоку от него хутор Блинов. Главную роль должен был сыграть сводный отряд во главе с командиром 568-го стрелкового полка 149-й стрелковой дивизии старшим батальонным комиссаром Иваном Кием. Примечательно, что вся 149-я дивизия к этому времени находилась во 2-м эшелоне 61-й армии вдали от линии фронта, и отряд Кия посылался на линию фронта исключительно для взятия поселка Железинский.

Иван Иванович Кий
Иван Иванович Кий

К началу наступления (14 июня) отряд состоял из 2-го батальона 568-го стрелкового полка, усиленного 8-й стрелковой ротой 3-го батальона 568-го полка, взводом автоматчиков, бронебойщиками, саперами, химиками, а также 4 орудиями (2 76-мм, 2 45-мм), 82-мм и 50-мм минометами и 2 ампулометами (огнеметами). Танковую поддержку осуществляли 2 танковые роты 2-го танкового батальона 68-й танковой бригады в составе 14 танков (4 Т-34, 1 Pz.III, 9 Т-60), артиллерийскую поддержку – 3 дивизиона артиллерии. Со стороны соседней 346-й стрелковой дивизии в отряд Кия было выделено 4 76-мм орудия для стрельбы прямой наводкой, а уже в ходе операции на усиление отряда поступили 1-я стрелковая рота заградительного батальона, рота учебного батальона и часть 2-й стрелковой роты 1168-го стрелкового полка. Также согласно показаниям захваченных немцами 14 июня пленных, на усилении отряда Кия находились подразделения 1-го батальона 568-го стрелкового полка и 2-й стрелковой роты 479-го стрелкового полка. В общей сложности отряд, по подсчетам немцев, насчитывал до 1000 человек личного состава с большим количеством артиллерии, минометов и танков на усилении.

Правее и левее отряда Кия должны были нанести вспомогательные удары на высоту 253,5 (650 м юго-западнее Железинского) и хутор Блинов сводный отряды 346-й дивизии (7-я стрелковая рота 1168-го стрелкового полка и 3-я стрелковая рота заградительного батальона) и 350-й стрелковой дивизии (усиленная 7-я стрелковая рота 1176-го стрелкового полка), которые также получили сильную поддержку артиллерией.

Всем этим силам в Железинском и Блинове противостояла одна только 10-я рота 192-го пехотного полка немецкой 56-й пехотной дивизии с 4 орудиями ПТО. Непосредственно в Железинском оборонялся один из ее пехотных взводов (45 человек), усиленный взводом орудий ПТО 14-й роты 192-го полка (3 орудия ПТО, 19 человек). Здесь же в Железинском находились наблюдательные пункты 6-й и 12-й батарей 156-го артполка, которые поддерживали 10-ю роту огнем.

Таким образом немецкий гарнизон Железинского был крайне малочисленный, однако он упирался на хорошо укрепленную за прошедшие месяцы оборону. После освобождения Железинского начальник артиллерии 149-й СД дал следующее описание здешнего опорного пункта противника: «Пос. Железинский вокруг окаймлен траншеями в полный профиль. Огневые точки находились в ДЗОТах. Сооружены блиндажи для жилья, укрыты 2-3 накатами и соединены ходом сообщения в общей системе. Система огня – круговая. На переднем крае главным образом сосредоточены легкие пулеметы (15 штук), станковые пулеметы (3 штуки), противотанковых орудий – 5. Глубина в направлении Блинов незначительная. Система огня на переднем крае пулеметно-ружейно-автоматная при поддержке орудия прямой наводки и минометов».

Отчет штаба 61-й армии дополняет эту картину: «Выявлена оборона пр-ка не глубокая, перед передним краем проволока в два ряда (первый ряд рогатки, второй ряд МЗП). Минные поля не сплошные – заминирован сев.-зап. выход Железинский. Траншеи полного профиля с оборудованными блиндажами для живой силы, большинство блиндажей амбразур не имеют, стрельбы производится с пулеметных гнезд и специальных щелей». Согласно докладу штаба 68-й танковой бригады в Железинском также находился вкопанный в землю средний танк.

-2

Задача на создание и действия сводного отряда была поставлена Военным Советом 61-й армии командиру 149-й стрелковой дивизии 10 июня. 11-12 июня проводилась командирская рекогносцировка местности в районе Железинского с участием артиллеристов и танкистов 68-й танковой бригады. В ночь на 13 июня отряд Кия занял исходное положение для наступления в 500 метрах севернее Блинова, а позади него 2-й танковый батальон 68-й бригады в составе своих 14 танков (4 Т-34, 1 Pz.III, 9 Т-60) сосредоточился на выжидательных позициях в оврагах в 500 метрах восточнее деревни Гаськова.

Весь день 13 июня прошел в 568-м полку в подготовке выделенных для наступления подразделений и усиленном наблюдении за противником. Со стороны танкистов была проведена новая рекогносцировка местности, производилась подготовка танков, разведка и увязывание взаимодействия с пехотой.

С 0.30 до 2.00 14 июня 2-й танковый батальон перешел с выжидательных на исходные позиции на северные скаты высоты 248,5 в 1 км северо-западнее Озеренского, где уже находились выделенные в десант пехотинцы 2-го батальона 568-го стрелкового полка. С 2.00 до 3.00 был произведен окончательный осмотр танков, посадка десанта, его инструктаж, установление взаимодействия между командирами танков и командирами десантных групп.

-3

Атака пехоты и танков была назначена на 3.15. Танки разделялись на 3 группы. 2 танка Т-60 находились в резерве командира батальона и использовались для связи с действующими танками. Группа в составе 7 танков (3 Т-34, 4 Т-60) во главе с командиром роты средних танков старшим лейтенантом Василием Неверовым атаковала по дороге Озеринский – Железинский и далее на высоту 268,9. Группа в составе 5 танков (1 Т-34, 1 Pz.III, 3 Т-60) во главе с комиссаром той же роты политруком Иваном Куликовым до Железинского атаковала по все той же дороге до Железинского, после чего поворачивала на юго-запад и выходила на юго-западную окраину поселка, где переходила к обороне. Танки действовали боевым порядком углом вперед. Координировал действия танковых групп заместитель командира 2-го танкового батальона по строевой части старший лейтенант Григорий Журавлев. Командир 2-го батальон капитан Александр Басов оставался на командном пункте штаба 568-го стрелкового полка.

1-й эшелон составляли 5 средних танков (4 Т-34, 1 Pz.III) и 3 штурмовые группы в составе 2 усиленных стрелковых рот. На дистанции 200-300 метров за 1-й линией пехоты следовали 4 танка Т-60 и стрелковая рота с 2 ампулометами – 2-й эшелон отряда, который должен был развивать наступление далее на высоту 268,9. В 300 метрах за 2-й линей пехоты следовал 3-й эшелон в составе 3 танков Т-60 и стрелковой роты, который должен был закрепиться в Железинском. В боевых порядках пехоты следовали орудия полковой и противотанковой артиллерии и минометы. Фланги отряда Кия охранялись автоматчиками. В полосе наступления танков и пехоты местность на 300 метров вперед была очищена саперами от мин, а маршрут движения танков обозначен вехами.

Мощная артподготовка силами 3 дивизионов артиллерии началась в 3.00 14 июня, одновременно с 3.00 до 3.10 орудия прямой наводки разрушали блиндажи. С 3.10 до 3.15 был произведен заключительный артналет по разведанным огневым точкам и живой силе противника и одновременно разрушение ДЗОТов орудиями прямой наводки. В ходе артподготовки и без того малочисленный немецкий гарнизон Железинского потерял большую часть личного состава, были разбиты 2 из 3 находившихся в Железинском орудий ПТО, и тем самым противотанковая оборона противника в Железинском была практически полностью уничтожена. Также в самом начале артподготовки 6-я батарея 156-го артполка потеряла всяческую связь со своим наблюдательным пунктом, находившимся в одном из домов в Железинском. Судя по другим документам, артиллеристов удалось захватить в плен.

Время выхода в атаку пехоты и танков отряда Кия в разных советских источниках разнится от 3.00 до 3.40. Соседняя слева усиленная 7-я стрелковая рота 1176-го стрелкового 350-й стрелковой дивизии выступила на Блинов в 3.00, а отряд 1168-го стрелкового полка остался стоять на месте в ожидании выхода 568-го полка в Железинский.

Только выдвинувшись с исходных позиций, 1 из 4 танков Т-34, сбившись с курса, заехал в ход сообщения в Озеренском, где застрял и в атаке на Железинский уже не участвовал. Вытянуть его из хода сообщения удалось только между 6.00 и 9.00, после чего танк присоединился к остальным танкам 2-го танкового батальона.

Оставшиеся 3 танка Т-34 и трофейный танк Pz.III продолжали двигаться на Железинский впереди танков Т-60. Однако первыми перед немцами в Железинском появились не танки. По свидетельству немцев, в 4.30 закончилась артподготовка, и спустя 15 минут, в 4.30 южная часть Железинского подверглась атаке с запада со стороны Уколиц отрядом в 150 пехотинцев. Обеспокоенное этой атакой немецкое командование срочно приступило к переброске резервного взвода 11-й роты 192-го пехотного полка из хутора Горшечный в Железинский и резервного взвода 10-й роты 192-го полка – на высоту 268,9 к югу от Блинова.

Только в 4.45, спустя почти 2 часа после начала артподготовки перед Железинским появились главные силы отряда Кия с танками. Всего немцы насчитали 450 пехотинцев. С воздуха наступающих поддерживало 3 штурмовика. У остатков немецкого гарнизона Железинского уже не было никаких шансов сдержать эту лавину, однако в 30 метрах к северо-западу от поселка головной танк Т-34 политрука Ивана Куликова подорвался на минах, после чего остальные танки остановились перед минным полем и с места открыли огонь по Железинскому, прикрывая действия саперов и пехотинцев, которые снимали мины. Преодолеть минное поле и самостоятельно ворваться в Железинский пехотинцы не пытались.

Подбитый танк Куликова также сначала вел с места огонь по противнику. Позже помимо ходовой части на танке вышло из строя вооружение. После этого политрук Куликов вместе с экипажем, сняв с танка пулемет, возглавил атаку пехоты на Железинский. Экипаж Т-34 старшего лейтенанта Василия Неверова некоторое время пытался в одиночку прорваться через минное поле в Железинский и в течение 15-20 минут боролся с немецким орудием ПТО. Покинув затем свои танки Т-34 для отдачи приказаний саперам на разминирование, старший лейтенант Неверов и командиры танков лейтенант Алексей Христофоров и младший лейтенант Григорий Казаков были ранены немцами. Немедленно командование заменило раненых на других командиров.

Разминирование продолжалось свыше часа, за это время в 5.28 из штаба 56-й пехотной дивизии запросили у штаба 53-го армейского корпуса отправку в расположении дивизии 2 StuG III 202-го дивизиона штурморудий. Во время разминирования особенно большие потери понесли под огнем немцев находившиеся на танках десантники: именно на них пришлись главным образом потери 568-го стрелкового полка в утреннем бою. Для наращивания сил и развития наступления в 6.00 в бой был введен 2-й эшелон отряда Кия.

В это же время, в 6.00, преодолев наконец-то минное поле, танки ворвались в Железинский. Всего немцы насчитали 3 танка, прорвавшихся в Железинский. Надо полагать, это были 2 Т-34 и 1 Pz.III. Быстро пройдя весь поселок, к 6.15 2 танка вышли на его южную окраину. Высадившиеся с танков десантники в 6.35 заняли Железинский. Главные силы отряда Кия только около 6.30 ворвались в Железинский и в 7.00 завершили зачистку поселка. Сразу после сдачи Железинского в 7.00 штабом 56-й дивизии были запрошены у штаба 53-го корпуса отправка на усилении дивизии еще 2 StuG III и поддержка авиацией.

Прочесав местность в юго-восточном направлении, танки 68-й ТБр вернулись в Железинский. Занявший Железинский отряд Кия перешел к обороне, частью использовав для этого захваченные немецкие позиции. Для отражения немецких контратак на южную окраину Железинского для стрельбы прямой наводкой было немедленно выставлено 8 орудий: 2 76-мм орудия – 149-й дивизии и 6 орудий (2 76-мм, 2 57-мм, 2 45-мм) – 346-й стрелковой дивизии.

Наступавшая левее отряда Кия усиленная 7-я стрелковая рота 1176-го стрелкового полка ворваться в хутор Блинов так и не смогла и к моменту взятия Железинского лишь преодолела проволочные заграждения и минное поле противника на подступах к его позициям. Справа от отряда Кия 2 стрелковые роты 1168-го стрелкового полка также смогли преодолеть первый ряд мин и проволоки, заняли 1 ДЗОТ на южном скате высоты 253,5, после чего остановились перед 2-м рядом мин и проволоки и окопались на достигнутом рубеже. В целом соседи отряда Кия успеха в наступлении не имели и поставленных перед ними задач захвата хутора Блинов и высоты 253,5 не выполнили.

После взятия Железинского со стороны 568-го стрелкового полка был выделен взвод пехоты для атаки на Блинов с фланга и 2 взвода пехоты для взятия высоты 268,9. 4 танка (1 Т-34, 3 Т-60) по плану остались в обороне Железинского, а остальные 6 танков (2 Т-34, 4 Т-60) направились на восток, на высоту 268,9. Десантники, сошедшие с танков в Железинском, остались в поселке.

По подсчетам немцев, всего в 7.20 из Железинского на высоту 268,9 выступило 3 танка и 60 пехотинцев. Действия их позволили свернуть оборону 10-й роты 192-го пехотного полка между Железинским и Блиновым, в итоге уже к 8.00 позиции роты между Железинским и опорным пунктом в 300 метрах западнее Блинова оказались заняты пехотой отряда Кия. Благодаря этому усиленная стрелковая рота 1176-го стрелкового полка к 10.30 смогла немного продвинуться вперед и выйти к оврагам в 500 метрах западнее Блинова, но дальнейшее ее продвижение было остановлено огнем из 4 ДЗОТов и минометным огнем противника.

Собственно высота 268,9, по советским данным, была занята пехотой и танками в 10.40, а по немецким данным – в 11.35. Помимо танков на высоту вышло небольшое количество пехотинцев. Главные силы отряда Кия остались в обороне в Железинском. При взятии Железинского отряд Кия захватил 10 лошадей, 2 орудия ПТО, 2 станковых пулемета, много автоматов, винтовок, продуктовый склад, 1 рацию, много кабеля и телефонных аппаратов. Было захвачено 6 пленных немцев: 4 артиллериста с наблюдательного пункта 6-й батареи 156-го артполка и 2 пехотинца 192-го пехотного полка. У пленного унтер-офицера была отобрана схема расположения огневых средств 3-го батальона 192-го полка на участке Железинский – Блинов.

В общей сложности при взятии Железинского и высоты 268,9, по советским данным, было уничтожено до 300 немцев, 2 танка, 4 орудия ПТО, 4 миномета, склад с горючим, боеприпасами и продуктами, было захвачено 10 лошадей, автомашина с ветеринарным имуществом, 4 миномета, 2 ПТР, 8 пулеметов (2 станковых, 6 ручных), 20 автоматов, 70 винтовок, 8 пистолетов, 2 радиостанции, 2 стереотрубы. В других документах говорится также о захвате 2 танков, 2 орудий ПТО и 12 пулеметов . Потери 568-го стрелкового полка составили 125 человек личного состава (9 – убитыми, 116 – ранеными) и 1 76-мм орудие подбитым.

Действительные потери оборонявшей Железинский 10-й роты 192-го ПП и противотанкового взвода 14-й роты 192-го ПП составили 59 человек из имеющихся 64 человека личного состава: 16 человек (25 – убитыми или пропавшими без вести, 34 – ранеными. Также было захвачено в плен 4 артиллериста 156-го артполка. Таким образом 1-я часть операции была проведена вполне успешно, при соотношении потерь 1 к 2 захвачен немецкий опорный пункт в Железинском, занята высота 268,9, захвачено 6 пленных, полностью уничтожены пехотный и противотанковый взвода противника. Предстояло, правда, теперь удержать освобожденный Железинский. Об этой 2-й части боя за Железинский речь пойдет теперь уже в следующей моей статье.