Ах, если бы совесть ваша была безупречным инструментом определения истины! Но приходится напомнить вопрошающему, что человек находится в состоянии повреждённом, в состоянии грехопадения. Об этом нам сообщает божественное откровение. И первые страницы книги бытия не только о величии Богом созданного человека, но и о том, как горько было его падение и ещё более горьки последствия отпадения от Бога через нарушение Божьей заповеди.
Человек пришёл в повреждённое состояние, в смятении его ум, чувства. Его воля уже не направлена так решительно и бесповоротно к своему творцу. Его чувства телесные стремятся подчинить себе чувства душевные. Дух изнемогает. Вот состояние, в котором мы находимся, если посмотреть трезвенно внутрь себя. Следовательно, хоть совесть и остаётся голосом Божиим в нашей душе, хоть и замечаем мы в себе различие добра и зла, но считать это совершенно объективным никак нельзя. Нам свойственно обманываться, человеку свойственно ошибаться, человек часто воспринимает за добро и за благо то, что несёт ему некую долю удовольствий.
Человек считает себя счастливым, если наслаждается земными, чувственными, греховными благами. Напротив, крайне разочарован и не удовлетворён, если не хватает того земного корма удовольствий, который свойственен и четвероногим. Образ подобия Божия, запечатлённый в нас, конечно же способен поставить нас прямо перед истиной, перед Христом, который для того и воплотился, чтобы явить нам полноту истины и наставить нас на путь вечного спасения, на путь возвращения потерянного Богобщения. Вот здесь совесть может подвести нас к границе веры, за которой уже начинается сознание своей поврежденности, немощи, ограниченности и упование на помощь благодатную, подаваемую нам нашим творцом ради нашего преображения, ради нашего спасения в вечности.
Совесть не отменяется. По ней будут судимы те, кто вне благодати, кто вне закона, установленного Богом для людей. Совесть способна, по свидетельству Апостола Павла, опровергать помыслы добрые и злые, а также сравнивая их между собою, стремиться к преодолению худых и утверждению добрых. Но ей свойственно иногда и не ощущать той правды, которая от Бога исходит. Потому никак не сочтём за благоразумное, ссылаясь на свои чувства и впечатления, отсечь от себя призыв Божий следовать христианским путём к нему в вечные обители. Ответим нашим внутренним голосом Богу любовью на любовь и утвердимся на своём пути к вечному спасению.