В начале 70х годов по советскому телевидению впервые показали голливудский художественный фильм. Это было большим культурным событием в СССР. "Загнанных лошадей пристреливают, неправда ли?" (1969 г) режиссёра Сидни Поллака в тот день посмотрели миллионы телезрителей.
Экранизация одноименного романа Хораса Маккоя получила невероятный успех в США , и также принесла славу автору романа. А фильму присудили самые престижные награды в киноиндустрии:
- Семь номинаций на «Оскар»: лучшая актриса (Джейн Фонда), лучшая актриса второго плана (Сюзанна Йорк), сценарий-экранизация (Джеймс По, Роберт И.Томпсон), художник-постановщик (Гарри Хорнер), монтаж (Фредрик Стайнкэмп), музыка (Джон Грин), художник по костюмам.
Как же этот фильм прошёл цензуру и попал на экраны телевидения и в поле зрения миллионов советских граждан?
Всё довольно просто. В фильме, как и в книге, рассказывается неприглядная история США, а точнее, тёмные страницы прошлого страны. Действие разворачивается в годы Великой депрессии - мирового экономического кризиса, начавшегося 24 октября 1929 года с биржевого краха в США и продолжавшийся до 1939 года. В те годы рушилась жизнь людей, корпораций, городов. От безысходности люди выбрасывались из окон.
Конечно, фильм идеологически подходил для советского эфира: пусть граждане СССР увидят злой оскал капитализма и радуются, что живут в социалистической стране (в общем-то, сегодня особо ничего не изменилось).
В центре сюжета - танцевальный марафон с премиальным фондом полторы тысячи долларов тому, кто окажется наиболее стойким и выдержит испытание. Правила очень «щадящие» — в основном участвуют бедные, изможденные нехваткой денег, люди, поэтому им разрешено отдыхать каждые два часа по десять минут. А также великое благо – еда семь раз в сутки. Те, кто смотрят марафон, иногда кидают небольшие деньги под ноги танцующих, если им нравится выступление.
Случай приводит на этот марафон Роберта Сайвертона, который скитается по городу в поисках работы и заглядывает в танцевальный зал, где его быстренько вносят в список танцующих.
Он соглашается танцевать вместе с Глорией – ее партнера не допустили к марафону из-за болезни бронхитом, он не прошел отбор. Их пара получает номер 67. Вместе с ними участвуют чета Руби и Джеймс, причем молодая женщина беременна, а также Ролло и Элис, которые, как начинающие актеры, мечтают попасть в Голливуд, ведь здесь есть шанс попасться на глаза продюсерам.
Начинается марафон бегом по кругу на протяжении десяти минут. Те три пары, которые будут последними, сразу покидают соревнование. Роберт и Глория ссорятся, и потому решают поменяться парами. Роберт танцует с Элис, а Ролло – с Глорией. Однако партнер Глории в скором времени покидает состязание, так как находит работу, поэтому девушка остается одна, и ей необходимо за сутки найти пару. На помощь приходит моряк, у которого партнерша падает в обморок, и не может продолжать соревнования.
На втором туре становится плохо моряку, и Глория выносит его на себе, но когда заканчивается тур, оказывается, что моряк умер. Элис впадает в истерику, она отказывается от продолжения марафона, поэтому Роберт опять становится в пару с Глорией.
Чтобы сделать представление еще более зрелищным, Рокки предлагает устроить фиктивную свадьбу Глории и Роберта, да и подработать на свадебных подарках. Девушка отказывается, надеясь выиграть главный приз, на что Рокки рассказывает ей, что после получения приза, с них вычтут страховку, питание и проживание, что в итоге останутся жалкие копейки. Глория бросает проект, понимая, что ее обманули, уставшая и морально, и физически. С Робертом они приходят на пристань, где девушка говорит, что не хочет больше жить, и партнер убивает ее из пистолета.
Главные роли фильма сыграли молодые Джейн Фонда и Майкл Сарразин.
Гениальному Сидни Поллаку удалось передать атмосферу безысходности, смятения и всеобщей истерии голодной Америка. Это была та неприкрытая правда, которую хочется забыть.
Как сказала Джейн Фонда фильм был "очень резким осуждением капиталистической системы".
Сидни Поллак был известен тем, что он любил снимать фильмы в широком формате. "Загнанных лошадей... " был не исключением, хотя действие происходило в помещении: "Если бы я снял „Лошадей“ в обычном кадре, вы бы увидели только двух танцующих людей и ничего более, не осознав, что вокруг них творится безумие".
Поллак специально для фильма научился кататься на роликах и цеплял камеру для скайдайвинга на шлем, чтобы снять некоторые эпизоды с танцем, потому что в те времена ещё не существовало технологии Steadicam.
Фильм смотрится на одном дыхании , с эмоциями и переживаниями. Наблюдать как голодные люди борются за кусок хлеба потому что им просто нечего есть, борются до последнего вздоха... очень тяжело.
Через годы Джейн Фонда писала в своей автобиографии, что в этом фильме она снялась по настоянию своего мужа, режиссёра Роже Вадима (который ещё в 1953 году написал для Брижит Бардо сценарий по этому роману).
Решив серьезно подойти к подготовке роли, на вместе с Баттонсом попробовали танцевать до изнеможения. Через два дня у неё начались галлюцинации.
Если вы до сих пор не посмотрели этот фильм, настоятельно рекомендую. Вы получите удовольствие от работы гениального Поллака, а также от великолепного советского дубляжа.
СПАСИБО, ЧТО ДОЧИТАЛИ!
Напишите в комментариях, что вы думаете об этом , если согласны со мной - поставьте 👍 . И подпишитесь на МОЙ КАНАЛ