Найти тему
История моды с Марьяной С.

Во что одета "Маха одетая" Гойи?

"Махи" Франсиско Гойи - одни из самых известных картин в истории живописи. В начале XIX века обе находились в коллекции фаворита испанской королевы Мануэля Годоя. На стене красовалась "Маха одетая", но с помощью хитроумного механизма можно было сдвинуть картину, показав парную ей "Маху" - уже без одежды...

И сегодня я предлагаю разобраться с нарядом "Махи одетой"! В описи имущества Годоя картина фигурировала как "Одетая Венера" или "Цыганка", и это, пожалуй, ближе к тому что мы видим. Потому что одета женщина не так, как "махи", щеголихи-горожанки.

"Маха одетая", Франсиско Гойя, 1800-07. (сс) Wikimedia Commons
"Маха одетая", Франсиско Гойя, 1800-07. (сс) Wikimedia Commons

В их нарядах на базу европейского костюма наложился эффектный испанский колорит, который так прекрасно и живописал Гойя. В костюмах простонародья он отлично разбирался, и порой писал этих нарядных темпераментных красоток.

Деталь "Прогулки в Андалусии", Франсиско Гойя, 177. (сс) Wikimedia Commons
Деталь "Прогулки в Андалусии", Франсиско Гойя, 177. (сс) Wikimedia Commons

На этой же "Махе" нет традиционной пышной юбки с лифом. На голове – ни сеточки для волос, ни мантильи. На ней простая белая сорочка, очень тонкая, прихваченная на талии поясом. Вот разве что короткий жакет немного похож на те, что носили махи.

Деталь картины "Махи на балконе", Франсиско Гойя, 1800-12. (сс) Wikimedia Commons
Деталь картины "Махи на балконе", Франсиско Гойя, 1800-12. (сс) Wikimedia Commons

На ногах у неё остроносые туфельки – такие носили и европейские, и испанские аристократки той поры, но не махи. Те предпочитали более практичные и удобные, зачастую с нарядными серебряными пряжками, которые плотно удерживали туфельки на ноге - в них хорошо и прогуливаться, и танцевать.

"Маха одетая", Франсиско Гойя, 1800-07. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.
"Маха одетая", Франсиско Гойя, 1800-07. (сс) Wikimedia Commons. Деталь.

Словом, перед нами не столько маха, сколько просто прикрытая лёгким красивым одеянием некая абстрактная прекрасная женщина... И не исключено, что это возлюбленная Годоя, впоследствии ставшая его женой.

Жозефа (Пепита) Тудо, Жозе Мадрасо и Агуда, 1810-15.  (сс) Wikimedia Commons
Жозефа (Пепита) Тудо, Жозе Мадрасо и Агуда, 1810-15. (сс) Wikimedia Commons

Словом, "маха"... но не совсем. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory