Автор Толмачев Андрей Валерьевич
«Записка» составлена Николаем Михайловичем Карамзиным по просьбе великой княгини Екатерины Павловны, младшей сестры императора Александра I и представлена ему в марте 1811 года в Твери.
В этом произведении Карамзин выражает взгляды наиболее дальновидной части консервативной оппозиции, недовольной ходом либеральных реформ Александра I и деятельностью М.М.Сперанского. Содержание «Записки» — это блестящий очерк истории России и её современного состояния, пронизанный мыслью о незыблемой и спасительной роли самодержавия как основы российского государственного порядка.Карамзин впервые формулирует в"Записке" многие политические идеи, вокруг которых развернутся жаркие общественные споры XIX века.
Автограф Карамзина, по-видимому, утрачен, но текст произведения сохранился в многочисленных копиях. Публикация «Записки», находившейся в XIX веке под цензурным запретом, растянулась на столетия, и первое её издание, отвечающее современным научным требованиям, состоялось только в 1988 г.
Выверено по изданию: Н.М.Карамзин. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М.: Наука, 1991. Примечания Ю.С.Пивоварова.
Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее; одно другим, так сказать, дополняется и в связи представляется мыслям яснее.
От моря Каспийского до Балтийского, от Черного до Ледовитого, за тысячу лет пред сим жили народы кочевые,звероловные и земледельческие, среди обширных пустынь, известных грекам и римлянам более по сказкам баснословия, нежели по верным описаниям очевидцев. Провидению угодно было составить из сих разнородных племен обширнейшее государство в мире.
1. Рим, некогда сильный доблестью, ослабел в неге и пал, сокрушенный мышцею варваров северных. Началось новое творение: явились новые народы, новые нравы, и Европа восприняла новый образ, доныне ею сохраненный в главных чертах её бытия политического. Одним словом, на развалинах владычества римского основалось в Европе владычество народов германских. В сию новую, общую систему вошла и Россия.
Пустыни украсились городами, города избранными жителями; свирепость диких нравов смягчилась верою христианскою, на берегах Днепра и Волхова явились искусства византийские.
2. Ярослав дал народу свиток законов гражданских, простых и мудрых, согласных с древними немецкими. Одним словом, Россия не только была обшитым, но, в сравнении с другими, и самым образованным государством.
К несчастью, она в сей бодрой юности не предохранила себя от государственной общей язвы тогдашнего времени, которую народы германские сообщили Европе: говорю о системе удельной. Счастье и характер Владимира, счастье и характер Ярослава могли только отсрочить падение державы, основанной единовластием на завоеваниях.
3. Россия разделилась. Вместе с причиною её могущества, столь необходимого для благоденствия, исчезло и могущество, и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу.
Народ охладел в усердии к князьям, видя, что они, для ничтожных, личных выгод, жертвуют его кровью, и равнодушно смотрел на падение их тронов, готовый все ещё взять сторону счастливейшего, или изменить ему вместе с счастьем,а князья, уже не имея ни доверенности, ни любви к народу, старались только умножать свою дружину воинскую: позволили ей теснить мирных жителей сельских и купцов; сами обирали их, чтоб иметь более денег в казне на всякий случай, и сею политикою, утратив нравственное достоинство государей, сделались подобны судьям-лихоимцам, или тиранам, а незаконным властителям.
4. И так, с ослаблением государственного могущества, ослабела и внутренняя связь подданства с властью. Но когда воинственный народ, образованный победами хана монгольского, овладев Китаем, частью Сибири и Тибетом, устремился на Россию, она могла иметь только славу великодушной гибели. Смелые, но безрассудные князья наши с гордостью людей выходили в поле умирать героями. Батый, предводительствуя полумиллионом, топтал их трупы и в несколько месяцев сокрушил государство. В искусстве воинском предки наши не уступали никакому народу, ибо четыре века гремели оружием вне и внутри отечества, но, слабые разделением сил, несогласные даже и в общем бедствии, удовольствовались венцами мучеников, приняв оные в неравных битвах и в защите городов бренных.
Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, от презрения к его маловажности именуемый селом Кучковым, возвысил главу и спас отечество. Да будет честь и слава Москве!
5. В её стенах родилась, созрела мысль восстановить единовластие в истерзанной России, и хитрый Иоанн Калита, заслужив имя Собирателя земли Русской, есть первоначальник её славного воскресения, беспримерного в летописях мира. Надлежало, чтобы его преемники в течение века следовали одной системе с удивительным постоянством итвердостью, — системе наилучшей по всем обстоятельствам, и которая состояла в том, чтобы употребить самих ханов в орудие нашей свободы.
6. Таким образом, история наша представляет новое доказательство двух истин:
- для твердого самодержавия необходимо государственное могущество,
- рабство политическое не совместно с гражданскою вольностью.
Источник: Н.М.Карамзин // Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях // http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/karamzin.htm
Продолжение:
Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Часть 2/3
Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. Часть 3/3
+ Ваши дополнительные возможности:
Уже можно задавать следующую порцию вопросов по более чем 400 направлениям креативной / творческой деятельности: https://vikent.ru/map_000/
на вечер воскресенья – 25 июЛя 2021 в 19:59 по московскому времени: https://vikent.ru/w0/