Трилогия «Тахмасиб» от братьев Стругацких

20K прочитали

На самом деле, это неправильное название, так как «Тахмасиб», фотонный «грузовик», появляется со второго произведения, «Пути на Амальтею». Просто как ещё назвать эти произведения, я не знаю. Но давайте поговорим о них. Дело в том, что мне в комментариях на статью про советскую и западную фантастику, говорили, что «ранние Стругацкие были безумно хороши». На самом деле, спорить с этим я не хотел бы, просто… Есть у меня несколько вопросов к первому и третьему произведениям. Соответственно, к «Стране багровых туч» и к «Стажёрам». Но, как говорится, обо всём по порядку…

"Тахмасиб". Классно смотрится...
"Тахмасиб". Классно смотрится...

Вообще, лично мне из всей «трилогии» больше всего понравился именно «Путь на Амальтею». Такая камерная интересная производственная драма. Нет, а как ещё можно назвать произведение, когда главные герои заперты в корабле, который из-за манёвра и отказа маршевого двигателя «провалился» в атмосферу Юпитера? Собственно, именно это и есть «стержень» сюжета – то, как поведут себя люди, угодив в такую ловушку. Просто без маршевого двигателя гравитацию Юпитера не победить, а помощи ждать неоткуда – и вот это на самом деле очень так сильно. Следить за поведением людей, за тем, как они будут себя вести, за их взаимоотношениями и всем таким прочим. И люди не подкачали.

Но вот ведь, что интересно – почему из всех трёх произведений мне больше всего понравилось именно второе? Разве «Страна багровых туч» и «Стажёры» плохо написаны? Нет. Разве там нет ничего интересного? Скажу по большому секрету – в первом и третьем романах интересного и необычного в разы больше, чем в «Пути на Амальтею». Так в чём же проблема? Проблема в том, что в «Пути…» никто не умирает. Более того, никто не умирает «за идею», или просто непонятно за что.

Я постараюсь не спойлерить, рассказывая о «Стране багровых туч» и «Стажёрах», тем более, смерти там – не самое важное в сюжете. Просто то, как эти смерти описаны, то, ради чего умирают эти люди… Вот например, читал я, пока учился в школе, параллельно с «Повестью о настоящем человеке», такую вещь, как «Суровый воздух». Отличный роман по лётчиков-штурмовиков, что летали на «Ил-2». И, знаете, там люди гибли. Нередко – очень страшной смертью они гибли. Имён их я сейчас приводить не буду – не всех помню просто. Но там было понятно, ради чего погибли, например, Борода (вот не помню – фамилия у него такая была, или прозвище) и его стрелок – они сражались за Родину. Шла война. На войне люди гибнут. Да, это страшно, но, увы такое бывает.

"Хиус", собственной персоной...
"Хиус", собственной персоной...

Но вернёмся к «Стране багровых туч». Если кто-то не читал, то расскажу, что роман повествует о путешествии на Венеру. Да, кто-то уже бросился писать комментарий в стиле: «Да как так-то? Там же такие условия, что ни одна техника там просто не выживает! Вон, аппараты класса «Венера» там максимум час работали!». Сразу хочу успокоить «горячие головы». Книга писалась очень давно. До высадки «Венер» было ещё далековато. Так что, несмотря на то что один из братьев был весьма хорошим астрономом, про условия на Венере, на тот момент просто никто не знал. К тому же, в одном современном произведении, под названием «Факап», главный герой утверждает, что «Хиус», как назывался фотонный корабль из романа, и вовсе оказался не на Венере, а вообще неизвестно где – так как условия на Венере вовсе не такие, как было описано в романе. Но, это уже лирика.

Итак, роман рассказывает о том, что на Венере было обнаружено очень хорошее месторождение «трансурановых» которое немедленно назвали «Урановая Голконда». Тот, кто там побывал, спускался на поверхность на старой технике, и не выжил. Был нужен новый корабль, способный маневрировать в бешеной атмосфере Венеры, и были нужны оборудование, техника, и главное – люди, способные дойти, разведать и вернуться. Вот всему этому роман и посвящён. И можно сказать, что интересного – в плане почти всего, что греет душу настоящему любителю «заклёпок», здесь много. Это и «спецкостюмы», способные отфильтровывать из любой атмосферы кислород, пусть его будет хоть один процент, и вездеход, который назвали «Мальчик», и его испытания на Земле, когда Быков заехал на территорию ядерного могильника. Кстати, сцена, когда Быков увидел странных существ, что выходят ему навстречу, оказалось, что храбрости ему не занимать… Юрковский и Дауге оценили его реакцию…

Вообще, что касается описаний всего этого – написано интересно, технично и, я бы даже сказал, «вкусно», если здесь можно использовать такой термин. Испытания, подготовка к экспедиции, описание самого «Хиуса», полёт до Венеры, общение героев, и всё остальное. Авторы даже включили в «программу полёта» небольшую вспышку на Солнце. Просто, чтобы жизнь мёдом не казалась – они ещё разворачивали корабль, чтобы их «прикрыл» контейнер с «Мальчиком»…

Так вот, что касается смертей… По сюжету, гибнут второй пилот Богдан Спицын – который ПБВ (пропал без вести) и начальник экспедиции, который заживо «сварился» внутри «Мальчика». И если о смерти начальника я ничего не могу сказать – учитывая, при каких условиях это случилось, то вот загадочная и бессмысленная гибель Богдана… Возможно, я предвзят, так как «летунов» я уважал всегда и читал про них с особым удовольствием… Не знаю. Но и просто жалко этого человека. Он единственный в команде, кто был женат на тот момент. И его всегда ждала жена. Жаль, в общем… Но вот, что касается Быкова, Дауге и Юрковского – они показали себя с самой лучшей стороны. Как сказал классик, «Гвозди бы делать из этих людей…»

Что же касается романа «Стажёры»… Сам по себе роман очень хорош. Авторы показали читателям очень много всего интересного глазами главного героя – молодого человека по имени Юра, который по важной причине (у него заболела мама) пропустил рейс, на котором его группа отправилась на практику, на Рею. И тут, ему повезло – генеральный инспектор Юрковский (известный по «Стране багровых туч» и «Пути на Амальтею») летит как раз до системы Сатурна – а там можно перебраться к своим «на попутке». И вот, Юра соглашается на предложение Юрковского…

Как я уже говорил, роман покажет много того, что довольно сложно представить себе в советской фантастике. Например, есть эпизод на станции, что принадлежит американской компании. И то, что творится там – нет, наверное, это было бы даже нормально – есть фильм один с Шоном «Джеймсом Бондом» Коннери, где он играет шерифа где-то, как раз в системе Сатурна – вот для такого фильма это было бы в самый раз. А вот для Юры, который тоже побывал на этой станции, всё это было дико…

А вот эпизод с охотой на Марсе, с тем, как там совершенно случайно нашли чужую базу и прочее – он просто прекрасен. Да и сами люди, которых нам показали на Марсе – получились очень хорошо… Понравились мне и те, кто взрывал астероиды (глава «смерть-планетчики»), и всё прочее… Всё, кроме конца. Штурман «Тахмасиба» Михаил Крутиков и Генеральный инспектор Владимир Юрковский полезли в Кольцо. В то самое Кольцо Сатурна…

Так вот – эти три произведения Аркадия Натановича и Бориса Натановича мне очень сильно нравятся. И они нравились бы ещё больше, если бы не было этих смертей… Так что, советская фантастика бывает не только «беззубой». И Космос и иные миры могут быть не менее опасными, чем злобные пришельцы…