Мама у меня гордая. Никогда не примет безвозмездно какую-либо помощь. Она считает, что это правильно.
Школьные будни запомнились голодными. Хорошо помню, как после второго урока хотелось... не есть, нет. Хотелось жрать. Меня настигал поистине звериный голод, но в школьной столовой бесплатно кормили только льготников, а на платное питание нам денег не хватало.
Я завидовала льготникам. Вот они, пятеро девочек-одноклассниц, пришли из столовой сытые, веселые. Пусть не так вкусно, как дома, но поели.
А вот другая одноклассница на соседнем ряду. Она из дома бутерброды принесла с копченой колбасой. Мы такую колбасу раз в месяц видим.
Мне очень хочется иметь такое же чувство гордости, как у мамы, но побороть себя я не могу, и, устав нюхать невероятный аромат колбасы, стыдливо прошу:
- Лен, дай откусить!
Лена протягивает надкусанный бутерброд, но по ее глазам вижу: делиться не хочет. Я откусываю немного и благодарю. Кусочек хлеба и колбасы не жую, держу во рту, стараясь впитать весь вкус со слюной.
- Мам, а можно мне тоже по льготам в столовой есть? Ты же одна меня воспитываешь.
- Нет. Это унизительно.
Я вздыхала и замолкала. И снова терпела голод.
Однажды нам оказали материальную помощь. Деньги нужно было получить в школе.
- Мам, нам тысячу рублей дают (дело было в девяностых)! Пойдем, получи пожалуйста! Они же очень нам нужны! Я сказала, что ты придешь.
И мама пошла. Ей было стыдно брать деньги, а я радовалась этой тысяче и не понимала ее чувств: что стыдного в том, что ты бедный?
А потом у меня случился острый приступ гастрита. И сейчас, спустя многие годы, я понимаю: оформи мне мама льготное питание, не было бы его. Была бы я сыта и не имела проблем с желудком. Но я ее не осуждаю. Яйца курицу не учат.
Сейчас я сама мама, и наше материальное положение тоже никак не может выкарабкаться из болота под названием «малоимущие».
Никаких сомнений — оформлять или не оформлять бесплатное школьное питание — не было. Конечно же, оформлять! К чему мне гордость, если дети голодными будут?
А вы как думаете: быть малоимущим льготником — это унизительно?