Найти в Дзене
О Москве нескучно

Станция Московского метро, которая после ремонта стала похожа на общественный туалет

Оглавление

Чем эта станция отличается от многих других в Московском метро? Какой она была изначально, и почему некоторые элементы декора мы сегодня уже не сможем увидеть? Правда ли, что в начале Великой Отечественной войны платформу чуть не затопило вместе с укрывавшимися там людьми? А также - почему, на мой взгляд, часть станции испортили, превратив в подобие общественного туалета? Об этом и не только расскажу сегодня.

Сделала с другим

Станция "Белорусская" современной Замоскворецкой линии Московского #метро начала работать 11 сентября 1938 года. Таким образом, платформа была частью Второй очереди - отрезка от "Сокола" до "Театральной". Обычно всё внимание отдают её соседке, "Белорусской" Кольцевой линии. Она более пышная и привлекающая внимание. Тем не менее, на у радиальной станции тоже имеется интересная #история, а также есть на что посмотреть.

Интересно, что создавали две платформы практически одни и те же архитекторы. А именно - Надежда Быкова. Она всегда работала в соавторстве с мужем Иваном Тарановым (в том числе и на "Белорусской" Кольцевой линии). Но станцию 1938 года Быкова придумала вместе с другим зодчим - Николаем Андриканисом, с которым они вместе учились. Кстати, конкурс на строительство "Белорусской" был непростым. Участвовали сразу 13 проектов. Но комиссия отдала предпочтение варианту Быковой и Андриканиса.

Колоннада в наземном вестибюле станции "Белорусская" Замоскворецкой линии, 1938-1948.
Колоннада в наземном вестибюле станции "Белорусская" Замоскворецкой линии, 1938-1948.

Возводили станцию закрытым способом, потому что работали на большой глубине - 34 метра. Вестибюль решили пристроить к зданию Белорусского вокзала. Существовавшую на тот момент стену пришлось убрать. Вместо неё сделали белоснежную мраморную колоннаду. По своему оформлению она похожа на древнегреческий коринфский ордер.

Необычные цвета

Сама станция получилась не менее оригинальной. Хотя какой-то конкретной темы оформления у неё не было. Конечно, белорусские мотивы присутствовали. Например, лепные орнаменты между пилонами и сводами. Однако национальный декор, скорее, дополнял основной замысел архитекторов. Зодчие хотели создать уютное и светлое пространство. Чтобы люди, которые спускались в метро с работы, не чувствовали себя под землёй. А наоборот, ощущали радость, наполнялись праздничными эмоциями от увиденного. Так сказать, отдыхали душой после тяжёлых трудовых будней.

Проект наземного вестибюля станции "Белорусская". Картинка с сайта http://moscowwalks.ru
Проект наземного вестибюля станции "Белорусская". Картинка с сайта http://moscowwalks.ru

Для оформления пилонов использовали мрамор необычного для того времени цвета - сиреневый с тёмными прожилками. Его разбавили светлым ониксом, которым выложили полукруглые ниши между пилонами. Там разместили красивые торшеры. К сожалению, оригинальные плафоны до нашего времени не дошли. Однако и те, что мы видим сегодня, смотрятся довольно симпатично. Над ними сделали вентиляционные решётки со сложным рисунком.

Своды центрального и боковых залов побелили, а также украсили кессонами. То есть углублениями квадратной и прямоугольной формы. Завершили декор массивные круглые люстры. Они точно такие же, как на станциях "Маяковская", "Театральная" и "Площадь Революции". Пол "Белорусской" в наше время гранитный. Он выложен шахматным узором из чёрного и серого камня. Однако изначально покрытие было мраморным. Здесь красовался оригинальный узор. Но материал быстро стёрся и утратил презентабельный вид. Поэтому в 1950-х его заменили на гранит.

Добро пожаловать в уборную

Если реконструкция пола станции, ещё во времена #СССР , вышла удачной, то замена в 2004 году кафельной плитки синего цвета на белый мрамор на путевых стенах получилась безвкусной, на мой взгляд. После ремонта боковые залы "Белорусской" стали напоминать оформление общественного туалета. Мрамор выбрали странного грязно-белого цвета и разбавили его чёрными вставками. Но, возможно, я чего-то не понимаю, и такой декор имеет глубокий художественный смысл. Можете сравнить на фото ниже старый и новый варианты.

Со стороны платформ висят такие же люстры, как и в центральном зале. Однако есть и дополнительное освещение - симпатичные бра, которые внешне сочетаются с торшерами в нишах пилонов. Кстати, источники света есть и в арках между пилонами. В следующий раз, когда будете проходить там, обратите внимание. Также посмотрите на ниши между пилонами со стороны платформ. Они отделаны уже не светлым ониксом, а тёмным мрамором.

В торце "Белорусской" изначально разместили какое-то не совсем понятное украшение. В литературе об этом ничего не написано, а по фотографиям трудно понять, что это такое. Тем не менее, сегодня там находится бюст В.И. Ленина. Не совсем ясно, почему. Ведь эти места никак не связаны с важными событиями в его жизни.

В целом, неплохо

В самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, "Белорусская" стала жертвой немецкой бомбардировки. Рядом с вокзалом пролегала водопроводная труба, в которую попал снаряд. Наземный вестибюль, а также саму станцию подтопило. А ведь в тот момент в тоннелях укрывались люди. Но рабочие смогли быстро откачать воду: пассажиры, к счастью, не пострадали.

В целом, #архитектура "Белорусской" получилась удачной. Необычное сочетание цветов и освещения сделали её просторной, красивой и оригинальной. Учитывая, что некоторые предметы декора схожи с другими станциями тех лет. До наших дней "Белорусская" дошла практически в неизменном виде. Если не считать жуткого новодела на путевых стенах и утраты нескольких торшеров. Можно сказать, что задумка архитекторов удалась. В центральном зале действительно приятно находиться.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!