"Она очень любила жизнь, видела всё: жила без иллюзий, а ещё Ия любила фиалки... Была необыкновенным, наисветлейшим человеком... / - Из письма Аллы С, подруги Ии...
Ия (Юлия) Латан писала немного в сети о себе самой: В одной из записей она обронила горько:
"Мне важно это чувствовать, мне всё время кажется что я могу не успеть, что-то сказать, сделать, пожалеть...
А мне вот желают, что:
"Просто, спокойнее надо быть к потенциальному запалу своих добродетелей... тут, даже добрые гены не помогут."
И умом понимаю -это все - мудро, по житейски, по жизни, а не могу ничего с собой поделать... и понять, а почему всё так у меня тоже..."
...Это странно, но мне все последнее время попадаются биографии на одну строку, на виньетку, на заставку судьбы, на визитную карточку. И узор этот, вроде бы, затейливый – но так мал в своем изяществе. До обидного мал!
Ия Латан. Мелькнуло передо мною звездочкою золотою это имя, читала, то там, то здесь в паутине сети, в ветвистых и безликих файлах библиотек. В кокетливым оформлении девичьих, женственных альбомов или со страниц убеленных сединами мужей, которые любят свободно мечтать под звездным небом. Таких тоже - множество многое, да уж.
Миниатюры ее в прозе очень тонко выписаны и вычерчены тонкими и точными штрихами, немного нетерпеливыми, но не размытыми не путанными а оччень четкими, как художественная фотография чувства, эмоции, переживания. Снежно и нежно прекрасные новеллы в духе вечных притч андерсеновских
И так тонко, повторю, они выписаны, что не видны в них прозрачные снежные, фиалковые швы, которыми сшиты слова в эссе и миниатюрах. Или же видны едва – едва.
Хотя для того, чтобы их написать, открыть миру, была вывернута наизнанку вся душа, распахнуто сердце.
Ия могла, наверное, шутить со временем, как - то удлинять минуты, превращать их в мятные, прохладные драже или солнечные пылинки. Она понимала все, видела все, не отворачивалась от жизни и так ценила ее аромат, ее вкус, что держала за все ответ. За все и за всех. Это было ее невидимое посторонним правило. Кредо. Есть ее стихи:
Держать ответ
За узнанных тобой.
За тех, кто словно счастье
Цепь твою накинул,
Не порвав.
Кто жизнь к подножью
Положил
И расстелил
Атласным платом,
В ком о тебе пел
Каждый атом.
Кто собственную боль
Отринул
И в тяжком горе
Не покинул,
В открытое окно
Не улетел,
Всё наглухо
Закрытое
Открыл.
Держать ответ
За полюбивших нас,
За вопреки,
За не смотря,
За поднятые ими
Якоря,
За рельсы вдаль,
За чай и шаль,
За пройденный
Простуженный
Январь,
За облака и крылья.
Держать ответ за тех,
Кто, проводив тебя
На дальний поезд,
Остался на перроне
Ждать,
Когда ты умолял
Не верить,
Не мечтать.
И кто в вернувшемся,
Чужом,
Узнал тебя,
Не медля, ни минуты
По первому лишь
Взгляду,
Вздоху,
Жесту.
Держать за них ответ
Всей бережностью
Сердца,
Всей нежностью
Касаний,
Всей мудростью
Веков,
Всей ласковостью
Слова,
Снова,
Снова,
Снова.
Держать ответ
За преданных тебе,
Вплести в канву
Душевных их
Вибраций
И спиралей,
Течений,
Излучений
Своё сияние,
Свою любовь
В ответ,
И вместе
Продолжать
Держать ответ
За то, чему
Предела
Больше
Нет.
Ия Латан. / авторская пунктуация в стихе/.
В ее живых, экспрессивных, свежих, словно ветер с лимонным или мятным привкусом, строках, с неподдельной жаждою жизни и утаенной, а то - и явною иронией над собой, что так увлекает нас? Почему мы жадно читаем и перечитываем все это?
Да, похоже, ее притчи и эссе, ее творчество, это всего лишь - понятный всем нам рецепт примирения с горечью жизни, с ее неизбежным окончанием или же – неизбежным разочарованием в ней, в любви, в здоровье – в чем еще?! В чем?
Юлия писала, с затаенной нежной горечью предчувствия своего раннего ухода:
«Выключи день, королевна, ведь при его дерзком свете многое невидимо и неслышно... В темноте можно овладеть иным зрением, иными цветами, иным слухом... можно летать, не боясь прикосновения обнажённых душ...
Тебе бы услышать, моя девочка, как шумят в твоих грёзах бирюзовые крылья далёкого прибоя, как шепчутся, переливаясь и падая на землю, лунные блики... как необъезженные кони они вольны и дики. Уловить, как ластится к твоим ногам бархатная трава... какой истомой трепещет неподвижная в сумрачном мареве степь...
Но слишком тихо... так тихо...
Тебе нужен, как бокал терпкого бордового Кьянти к романтическому ужину, как нюхательная соль лишившейся чувств, как ледяной компресс на лоб тяжело больной - тебе нужен яркий мажорный аккорд, ослепительное сияние, прыжок со скалы в пенящийся водопад, пробежка в тумане по краю обрыва, громкое живое слово, добрый понимающий взгляд... Тебе, королевна, нужен судорожный, жадный глоток жизни, который как взрыв, порождающий появление новой звезды, родит новую тебя...
Но тебе, моя девочка, легче просто молчать и созерцать... Исцеляться медленно от печалей - в бесконечно повторяющихся, но всегда уникальных Божественных службах земного и небесного храма, в молитвенных напевах природы, в дыхании цветов, окутанных предзакатной нежностью, хрупких солнечных лучах в радужной рассветной дымке, в извечном сиянии космических сфер...
Ты нашла тишину...
А значит найдёшь мудрость...
И, значит, найдёшь себя...
Ия Латан.
***
Во всей этой волшебной веренице слов, вызванных к жизни трепетом ее сердца и души, невесомо царил над всем и всегда взгляд истинного поэта, взгляд высоко, как-то -сверху, надмирно, чуть отстраненно, свежо, остро, молодо, слегка бесстрастно.
Эссе Латан вовсе и не похожи на льдинки молитв, но в них опытный глаз увидит и полное бесстрашие сердца, и откровенное любование тем, что сияет вокруг и горечь познания, и открытие невиданного душою доныне.
Ия Латан - полноправная наследница Антуана де Сент- Экзюпери. Ибо в ее новеллах и сказках, стихах и афоризмах затаилась та самая, живая, раненная, прелестная, чарующая нас так мучительно и открыто, жизнь, а в ней - и горечь, и боль, и разлука. Все то, что есть – Бытие человека. Об этом страстно и мудро писал французский летчик и поэт, заглядывая в звездные бездны, об этом же писала и мечтала открыто и дерзко, смело и спокойно - Юлия /Ия/ Латан.
Ия Латан – наша современница, истинный эльф из страны поэтов, когда то бывший рыжим и любивший безумно фиалки. Неустанно и свободно дарящий нам, по прежнему, свои солнечные тексты, рифмы, верлибры, строфы. Сквозь смерть, пространство, время И сквозь всю безмерную пустоту, в ослепительной яркости и стремительной нежности пролетающего мига.
Кто -то из философов сказал, что: « Человек есть настолько человек, насколько он - поэт». Ия -Юлия - Латан - была истинный человек, ибо была настоящим Поэтом. Думаю, мы совсем не ошибемся, так говоря и думая о ней. И не отделяя одно от другого.
____________
@ Лана Астрикова. Авторский текст.