Найти тему

Застрявшие в веках амиши (часть 3) Воспитание детей и гениальное изобретение румспринга

На мой взгляд, одно из самых удивительных явлений, связанных с амишами - это постоянный и неуклонный рост количества членов общин. Казалось бы, кто в современном XXI веке, когда забытый дома смартфон представляется многим чуть ли не катастрофой, захочет пахать землю плугом, отказавшись от всех благ, которые даёт человечеству электричество? Как именно амиши строят воспитание детей, что почти все они остаются в общинах?

Вообще, семья и дети - главное для любого амиша, смысл его жизни, так же, как и жить в ладу со всеми соседями и родственниками. Любой амиш в первую очередь воспринимается как член общины, которая и даёт ему статус, а не как отдельная личность.

Амиши твердо верят, что бог благославляет большие семьи и, разумеется, разводы, и уж тем более аборты в общинах категорически запрещены. Поэтому в любой амишской семье обычно очень много детей. Известен факт, когда однажды, провожая в последний путь одного амиша, на его похоронах собрались все его 14 детей, 105 внуков и 150 правнуков. Вот что такое амишские многодетные семьи.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Кстати, любопытный факт: дети амишей полноценными членами общины не являются, они "как бы амиши", а вот почему, объясню чуть позже.

Детство малышей в семье - самое настоящее, которое они проводят среди братьев и сестёр, с родителями и родственниками. Очень много времени проводят не только с игрушками, но и на природе, именно "на природе", а не просто "на улице", как проводили время мы, дети XX века, или в четырёх стенах с телефоном в руках, как проводят его нынешние детки. Они много гуляют, играют, например, большой популярностью пользуется такая национальная американская игра, как бейсбол.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В теплое время года дети практически все время ходят босиком, даже в школу. Вообще, подход к вопросу образования в общинах амишей также очень необычен. Основное образование дети получают в семье. Именно в семье закладываются все устои и основные правила жизни в общине, история её развития, словом все, что амиши считают обязательным знанием.

Дети рано начинают помогать родителям, где-то, начиная с 13 лет. Это намного раньше, чем происходит в остальных сельскохозяйственных регионах, но для амишей это нормально. Мальчики работают с отцами и братьями в поле и на ферме, либо занимаются ремеслом, а девочки помогают матерям по хозяйству в доме и в саду. Именно тут юные амиши получают многие знания, которые не получишь за партой, а только в процессе работы, ухода за животными или за землей.

Помогая родителям. Фото из открытых источников
Помогая родителям. Фото из открытых источников

Дети амишей ходят в школу, но не в общественную, а в свою, которая находится в общине. Обычно это маленькое здание, состоящее из одной комнаты, где учатся одновременно дети в возрасте с 7 - 8 до 15 лет. Учительницей обычно выступает кто-то из бывших выпускниц этой же школы, чуть старше своих учеников.

Школа общины амишей. Фото из открытых источников
Школа общины амишей. Фото из открытых источников

Среди предметов, которые изучают в школе, языки и математика, история и география, чтение и письмо и, разумеется, традиции общины. В тех крайне редких случаях, когда дети амишей все же посещают общественные школы, администрация школ идет родителям навстречу, стараясь на не нарушать традиций общины. Проведённое как-то тестирование показало, что уровень знаний детей амишей является выше среднего во всем, кроме словарного запаса, видимо, тут сказывается как раз отсутствие выхода в информационное пространство.

Учебный класс. Фото из открытых источников
Учебный класс. Фото из открытых источников

Насколько я поняла, у амишей нет книг, кроме Библии и Орднунга - свода правил по основным вопросам организации жизни в общине. Зато амиши выпускают свой журнал, который называется "Семейная жизнь".

Амиши не признают высшего образования, считая его не только бесполезным, но даже вредным.

Как только дети заканчивают школу, начинается один из самых важных и удивительных периодов в жизни юных членов общины, который называется "румспринга". На несколько лет подростки (где-то до 20-21 года) получают право жить не так, как требуют от них семья и община, а так, как они хотят сами. Они могут уезжать в города, странствовать по свету, курить, пользоваться мобильным телефоном, ходить на дискотеки и вести обычный для современных подростков образ жизни.

Вот он, обычный труд амишей. Фото из открытых источников
Вот он, обычный труд амишей. Фото из открытых источников

Но по окончании этого периода юные амиши должны принять осознанное и взвешенное решение: остаться жить во внешнем мире или вернуться в общину, принять крещение и стать настоящим полноценным амишем. Вот почему дети в общине не считаются "настоящими амишами", пока не наступит момент принятия решения.

Что удивительно - возвращаются 85-90% молодёжи. Вот что сказал один из амишей по поводу этого решения:

    "Я попробовал, как вы живете, ездил в Филадельфию, был в Нью-Йорке, - говорит Карл Миллер. - Поначалу было весело, а потом я начал задумываться. Мои новые товарищи постоянно куда-то спешили, обсуждали, как бы побольше заработать. Вы постоянно в поиске, вас одолевают желания, а когда, наконец, вы получаете то, что хотите, то сразу стремитесь к следующему. Это неутолимая жажда. А я привык быть счастлив от того, что у меня есть, и стремлюсь лишь к совершенствованию души, не больше. Каждое утро я иду на ферму, моя жена занимается домом, наши дети здоровы - что еще мне желать?" 

Не знаю, как на ваш взгляд, дорогие читатели, а по мне - институт румспринга - одна из самых мудрых находок амишей и, как мне кажется, именно в ней кроется тот самый осознанный и взвешенный выбор молодежи.

Если вас тоже заинтересовал уклад жизни амишей, подписывайтесь на мой канал, я собираюсь рассказать ещё много интересного. А начало рассказа об их общинах можно прочесть здесь:

Удивительные амиши. Отношение к технике и изобретениям (часть 2)

Параллельная жизнь загадочных амишей (часть 1)