Найти тему
Каждый пишет, что он слышит

О свободе и науке

Исполнилось 127 лет со дня рождения Петра Леонидовича Капицы (1894-1984), советского физика, инженера, лауреата Нобелевской премии по физике (1978), члена Академии наук СССР (1939).

Вот ряд его высказываний о свободе и науке, актуальных и сегодня.

- При правильной оценке даже по ошибке можно судить о силе ума человека. Ошибки бывают банальные, их делают обычные люди. Но бывают и гениальные.... И первый признак большого человека: он не боится ошибок. Ни своих, ни чужих. А мелкий человек только и думает и говорит об ошибках людей .

- Расхождение во мнениях — один из самых мощных стимулов. Это та сила, которая двигает вперед культуру, искусство и науку. Жизнь была бы невыносимо скучна, если бы все думали одинаково.

- Ошибки не есть еще лженаука. Лженаука — это непризнание ошибок. Только поэтому она тормоз для здорового научного развития .

- В основе творческого труда всегда лежит чувство протеста и недовольства. Только если ученый недоволен научной теорией, а инженер недоволен машиной или процессом, они будут искать новые возможности. По-видимому, в этом причина того, что так называемый плохой характер часто присущ творческим работникам. Если наши чиновники для порядка и своего удобства хотят создать тип ученого пай-мальчика, то можно заранее сказать, что им это не удастся. Нельзя же вопреки природе совместить льва и барана в одном звере

- Покладистость характера способствует личному благополучию .

- Конечно, спокойнее ехать на покладистом мерине, но на бегах выигрывает норовистый рысак .

- Свобода творчества — свобода делать ошибки .

- Когда в какой-либо науке нет противоположных взглядов, нет борьбы, то эта наука идет по пути к кладбищу. Она идет хоронить себя .

- Противоречие есть источник прогресса и развития общества. Изжитие противоречий есть путь, определяющий прогресс. Выявление противоречий ведет к тому, что часть людей с определенными взглядами не права, другая часть — права. Но правые обязаны своим существованием неправым. Так же как можно быть чемпионом в любом виде спорта, только если есть проигравшие в состязании спортсмены.

- Ничто так не поучительно, как заблуждение гения .

- История показывает, что успешной и правильной научной работе неизбежно сопутствует ошибочная. В этом и заключается закон диалектики творчества: успешное и правильное не могут развиваться без безуспешного и ошибочного. Поэтому совершенно необходимыми элементами научного творчества являются дискуссия и полемика, в которых происходит борьба научных выводов и побеждает правильный.

- Ошибки — диалектический способ поиска истины. Никогда не надо преувеличивать их вред и преуменьшать их пользу.

- Легко видеть, что в истоках всех областей творческой деятельности человека лежит недовольство существующим. Например, ученый недоволен существующим уровнем познания в интересующей его области науки, и он ищет новые методы исследования. Писатель недоволен взаимоотношением людей в обществе, и он старается художественным методом повлиять на структуру общества и поведение людей. Инженер недоволен современным решением технической задачи и ищет новые конструктивные формы для ее решения. Общественный деятель недоволен теми законами и традициями, на которых построено государство, и ищет новые формы для функционирования общества и т. д.

Таким образом, чтобы появилось желание начать творить, в основе должно лежать недовольство существующим, то есть надо быть инакомыслящим. Это относится к любой области человеческой деятельности. Конечно, недовольных много, но чтобы продуктивно проявить себя в творчестве, надо еще обладать талантом. Жизнь показывает, что больших талантов очень мало, поэтому их надо ценить и оберегать. Это трудно осуществить даже при хорошем руководстве.

Большое творчество требует и большого темперамента, и это приводит к резким формам недовольства. Поэтому талантливые люди обычно обладают, как говорят, трудным характером... В действительности творческая деятельность обычно встречает плохой прием, поскольку в своей массе люди консервативны и стремятся к спокойной жизни. В результате диалектика развития человеческой культуры лежит в тисках противоречия между консерватизмом и инакомыслием, и это происходит во все времена и во всех областях человеческой культуры .