Найти тему

Французская проза. III

Анатоль Франс, «Таис» (1890)

«Бойся оскорбить Венеру – её месть ужасна»

Роман на тему предания об обращении в христианство знаменитой александрийской куртизанки Таис. В 1890 книга вызвала открытое недовольство и была признана антиклерикальной. Почему? Потому что Франс противопоставил идею религиозной страсти – страсти плотской и создал подлинную драму.

Праведник Пафнутий решает отвратить Таис от порока и убеждает её покинуть языческую Александрию, чтобы удалиться в женскую обитель. Что движет им? Незыблемая вера? Да – думает он. Но в чём причина его ревности и жгучего беспокойства? Он знает эту женщину – и долгие годы любит её, не смея признаться в этом самому себе. Мучительная борьба его воли с чувством, то есть с Венерой (мифической богиней любви и красоты), определяет философскую сторону романа.

То, что на пути к Таис, Пафнутий руководствуется не только убеждениями, но и страстью, очевидно с первых страниц. Тем больнее наблюдать, как его мир, некогда целостный и ясный, рассыпается в прах. Ведь приняв вожделение за жажду спасти заблудшую душу, он обманул сам себя – и за это был наказан.

Франс блестяще воссоздал эстетику позднего античного мира и образ жизни христиан первых веков нашей эры. И в этом – неоспоримая прелесть и ценность книги.

Проспер Мериме, новеллы

«…мы находим некоторое утешение для самолюбия, рассматривая нашу слабость с высоты нашей гордости»

«Венера Илльская», «Двойная ошибка», «Этрусская ваза» – изящные зарисовки чувств во всей их уязвимости, спонтанности и новизне. Маленькие трагедии, где расплатой за досадный промах или отчаянный самообман станет собственная жизнь –нелепо, просто и неотвратимо... В повести «Локис» влюблённый граф окажется лютым зверем – чем не история красавицы и чудовища, только наоборот? От меткой, лаконичной прозы Мериме мурашки бегут по коже, но холодная ирония автора быстро приходит на помощь. Правда человеческих характеров развенчивает иллюзии, а разум просвещает чувства, поэтому чтение этих новелл – самое то.