Изучение трудов знаменитого психолога и основателя транзактного анализа Э. Берна привело его последователя С. Карпмана к заключению, что в основе психологических игр, в которые играют люди, лежит некий треугольник из трех ролей.
"Жертва". Играющий эту роль жалеет себя и стремится вызвать к себе чувство жалости. Он чувствует себя заложником ситуации и обстоятельств, из-за которых вынужден страдать. "Жертва" бессильна и нуждается в поддержке, при этом может стыдиться своей беспомощности.
"Преследователь". Он обычно жесток по отношению к "жертве", пытается контролировать ее поведение, критикует и обвиняет. "Преследователь" считает, что "жертва" заслужила свои страдания.
"Спасатель". Этой роли свойственно желание помочь, спасти, ему сложно пройти мимо мук "жертвы" и он начинает стараться решить ее проблемы, даже если его не просили об этом. Он испытывает вину и личную ответственность, если спасти не может, а обычно так и есть, потому что "жертва" на самом деле не собирается или не готова выбираться из своей роли.
Эта драма, однажды войдя в жизнь человека, крепко укореняется в ней. Роли со временем меняются: жертва становится преследователем или спасателем и обратно, примеряя разные функции на себя. Это называется переключением роли. Человек, играющий в "треугольник Карпмана", всегда находит себе дополняющих партнеров по игре, которые втягиваются и начинают разыгрывать свободную роль. В итоге люди располагаются по вершинам треугольника, постоянно перемещаясь из одного в другой, но не замечая и не решая настоящую проблему, которая остается где-то в центре треугольника. Иногда в роли оказывается даже не человек, а какой-то предмет или социальная структура.
Наглядным примером драматического треугольника Карпмана являются семьи с зависимым человеком, например, с алкоголиком. Сначала муж, допустим, играет роль "жертвы", жена его "пилит" и винит в его алкоголизме, в отсутствии денег, в проблемах в семье. Жена таким образом играет роль "преследователя" и после очередного скандала муж едет плакаться к его маме, которая начинает играть роль "спасателя": помогает погасить долги, дает денег на детей, считает невестку мучителем бедного сыночка. Затем муж возвращается домой, пропивает данные мамой деньги, орет и поднимает руку на жену, считая, что она разрушила его жизнь. Теперь он "преследователь", а плачущая и терпящая жена "жертва". Несчастная женщина решает рассказать свекрови, куда пошли деньги. Та, начинает ей сочувствовать и злиться на никудышного сына, собирается и едет вытрезвлять его, переходя из роли "спасателя" в роль "преследователя". Это хождение по кругу из одной вершины треугольника в другую, может продолжаться бесконечно. Перечисленные попытки что-то решить фактически только поддерживают существование и раскручивание треугольника. Хороший психотерапевт может помочь увидеть эту игру самим участникам, выйти из треугольника и начать жить.
"Драматический треугольник" остался не только в психологии, но стал известен в театре и киноискусстве. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с "играющими" людьми, и иногда, сами того не подозревая, бываем втянуты в одну из ролей. Осознание неэффективности происходящего является ключом для выхода из замкнутого круга "Треугольника Карпмана".
Поделитесь в комментариях, на какую психологическую тему хотели бы почитать следующую статью?
Литература:
Мартынова Е.В. Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение / Е.В. Мартынова. - Москва : Генезис, 2016. - 385 с.