Найти тему
Твой Информ

Чудес на экзаменах не бывает ...

Почти тридцать процентов девятиклассников в Туве «завалили» ОГЭ по математике. В панике учителя и родители. Выпускники относятся по-разному: кто учился и был уверен в хорошем результате — в шоке от несдачи, но есть и такие, кому всё равно. Соцсети бурлят, проклиная современную систему образования.

Между тем такая же картина с ОГЭ наблюдается во множестве регионов России, где тоже люди взволнованы и ситуация грозит перерасти в массовый психоз... А родители девятиклассников республики собирают подписи под заявлением, в котором просят о снижении проходного балла, чтобы дети получили аттестаты и поступили в колледжи и техникумы.

Кто виноват в сложившейся ситуации и что делать, давайте разбираться вместе. Чтобы разбор полётов был объективным, выслушаем комментарии разных участников учебного процесса.

А будет ли ОГЭ?

Четверть 9-классников, заваливших экзамен, в котором из 31 возможного балла нужно было набрать хотя бы 8 (минимум два из них по геометрии) и получить тройку. Кажется, всё просто, однако есть детали.

В сентябре, измученные удалёнкой, ограничениями и прочими пандемийными «радостями», вчерашние восьмиклассники приходят в выпускной девятый класс. Материал за прошлый год усвоен ни шатко ни валко, ведь на дистанционнке, которая всем была в новинку, единственное, что могло делать большинство учителей, - писать в вайбере номера параграфов и заданий, а также адрес, куда нужно скинуть решение. Какое уж тут усвоение геометрии. Новые темы проходили либо на той же дистанционке, либо под угрозой скорого карантина, который, по сути, заменили неожиданно удлинённые каникулы. ОГЭ, вроде как, и маячил на горизонте, но до последнего было непонятно, будет ли Основной государственный или опять коронавирус вмешается в образовательный процесс?

В итоге экзамен не отменяют, а проводят по всем правилам — не хуже, чем на ЕГЭ: с камерами, онлайн-трансляцией, досмотром и наблюдателями в классах. Кстати, это выпуск девятиклассников — первый, который учился с первого по девятый класс по ФГОС, то есть ребят девять лет последовательно и планомерно готовили к ОГЭ и ЕГЭ. Отчего же треть двоек по всей стране? Ответить на этот вопрос мы попросили учителя математики Елену Валерьевну Дерябину.

Комментарий учителя математики

- Елена Валерьевна, в чём Вы видите причину большого количества двоек по математике?

-2

- Вопрос сложный и однозначно ответить на него нельзя. Чтобы получить тройку за экзамен, нужно решить минимум восемь заданий, два из которых — по геометрии. С алгеброй ребята справляются лучше, а вот геометрия многим не даётся, так как, во-первых, плохо развито пространственное воображение, а во-вторых, нужно знать много теории: теоремы, формулы. Не все школьники ответственно относятся к заучиванию теоретического материала. Ещё одна причина — маленькое количество часов для изучения геометрии, всего 2 часа в неделю. Кому-то хватает этого, чтобы за три года усвоить предмет в той степени, чтобы сдать экзамен, кому-то мало. А если добавить к этому количество часов, которые постоянно пропадают из-за праздников, репетиций к праздникам, карантина, морозов и т.д., то времени остаётся ещё меньше.

Дети рады, что уроки отменяются, но пробелы в знаниях впоследствии восполнить невозможно, ведь учебный план очень плотный. А за два последних учебных года к обычным проблемам добавилась ещё и дистанционка, в связи с пандемией, когда многие темы школьники практически вынуждены были изучать самостоятельно, пока не отработали систему удалённого обучения, да и с ней всё было сложно, ведь не все, к сожалению, имели техническую возможность так обучаться.

Следующая причина — кадровый состав педагогов. Геометрия ведь трудно даётся не только детям, но и учителям. А новые задания в контрольных материалах (КИМах), где как раз и требуется пространственное воображение, вызывают сложность и у педагогов. Поэтому, если объединить все эти причины, и получается ежегодно такой низкий результат по математике на ОГЭ.

Комментарий родителей

-3

Несмотря на то, что ситуация с баллами у каждого своя, родители едины в одном: нужно сделать всё, чтобы дети получили аттестаты. На вопрос: почему, на ваш взгляд, ребёнок не сдал экзамен? - отвечают по-разному. Одни недоумевают: сын сдавал все пробные на «хорошо» и «отлично» и вдруг провал. Как такое могло произойти? Почему молчали учителя, что есть проблемы? Другие винят себя в том, что доверили подготовку к ОГЭ школьному педагогу, что вовремя не обратились за помощью к репетитору. Третьи обвиняют современную систему образования, где школа за девять лет не смогла подготовить детей к экзамену.

Марина К.: «С пятого класса у нас постоянно менялись учителя математики, случалось, что и замещать было некому. И только в декабре этого года появился педагог, который начал по-настоящему готовить ребят нашего класса к ОГЭ, но просто не хватило времени. Треть класса не сдала экзамен ни в основной, ни в дополнительный период. Сыну не хватило одного балла, чтобы пройти порог. Что теперь делать, не знаем. Уже собраны документы в колледж в другом городе, куплены билеты, а аттестата нет.
Чечена С.: «Дочь по математике всегда училась хорошо, все пробные сдала на четвёрки, для нас полной неожиданностью был этот провал. Причём она набрала двенадцать баллов, правда, только один из них по геометрии, в дополнительный период результат был тот же. Мы идём в десятый класс и теперь сомневаемся, что нас возьмут.
Лилия М.: «Проблемы с учёбой у сына были всегда, мы привыкли к тройкам и большего не требовали, а когда пришли в девятый класс, надеялись, что на тройку-то всё равно сдаст, поэтому и не стали обращаться за помощью к репетитору. На консультации вроде ходил, пробные сдал, правда, тоже не очень хорошо, едва прошёл порог. Теперь получил двойки и в основной период, и в дополнительный. Не знаем, что делать».

Всего, по данным на 25 июня 2021 года Министерства образования республики, придут пересдавать экзамены в сентябре 1472 девятиклассника, из них только русский язык — шестеро, только математику — 946 человек, оба экзамена: русский и математику — 518 школьников республики. Вроде на фоне общего количества (5325 девятиклассников) и немного, но за этими цифрами судьбы реальных мальчишек и девчонок, которые по тем или иным причинам оказались в этой ситуации. И помочь им справиться с проблемой можем только мы, взрослые.

Убедительная просьба родителей

Родители нашли выход в следующем. В связи с пандемией новой коронавирусной инфекции ещё в прошлом году министр просвещения России отдал регионам право снизить проходной балл, исходя из того, как выпускники сдадут ОГЭ. Именно с этой просьбой обратились родители девятиклассников, не сдавших дважды русский язык и математику в этом году в Минобразования республики и в региональное правительство.

Что ответят им, покажет время, а на момент вёрстки мы смогли взять комментарий Натальи Анатольевны Масленниковой, заместителя министра образования РТ, к тому же учителя математики, которая не понаслышке знает о проблеме.

Комментарий заместителя министра образования Тувы

Наталья Анатольевна Масленникова, заместитель министра образования РТ
Наталья Анатольевна Масленникова, заместитель министра образования РТ

- Наталья Анатольевна, с может ли Министерство образования пойти навстречу родителям и школьникам и снизить в этом году проходной балл?

- Математику не сдают ежегодно 20-25 процентов девятиклассников, так что нынешний результат только немного хуже обычного. Министерство, безусловно, обеспокоено такой ситуацией. Только ленивый, наверно, не обвиняет Минобр и школу, однако трудно сказать, чья здесь вина.

Ежемесячно с начала года в школах республики проходили контрольные срезы, результаты стекались в министерство, и мы видели, где есть проблемы. Как только в декабре стало известно, что экзамену быть, мы объехали все районы, где нужна была методическая помощь по подготовке к ОГЭ. Но есть проблемы, которые мы пока преодолеть не можем.

Нехватка учителей математики — на сегодняшний день требуется 59 специалистов, да и кадровый состав оставляет желать лучшего. Наивная вера детей в чудо: можно не учиться, а на экзаменах словно по волшебству все получится, они смогут списать.

Второе, безразличие к собственным детям родителей: они уверены, что учить и воспитывать их детей должна одна лишь школа, мол, мы вот привели вам своих детишек — учите, это ваша работа. Да причин много…

Что касается снижения проходного балла, пока могу сказать только одно: это может сделать только Государственная экзаменационная комиссия, но во-первых, она должна серьёзно обосновать, почему это необходимо, а во-вторых, даже комиссия не может изменить условия экзамена: два балла по геометрии должны быть.

Математика, безусловно, сложный предмет, кому-то даётся легко, кому-то с трудом, однако, думаю, за девять лет здоровый ребёнок вполне при желании его и родителей может подготовиться к ОГЭ. Ведь до него это делали миллионы школьников. Надо только ежедневно заниматься, в том числе и самостоятельно, и перестать верить в чудеса на экзамене.

Беседа с Натальей Анатольевной получилась интересной, полезной и конструктивной. О роли дошкольного возраста для развития пространственного мышления, о том, что делает министерство образования для того, чтобы решить проблему кадрового голода, о том, чем закончилась история с обращением родителей к чиновникам, и о многом другом читайте в следующем номере нашей газеты.

Л. Хуснутдинова