Найти тему

Ораниенбаум. Часть 3. Китайский дворец.

В городе Ломоносове, на территории дворцово - паркового ансамбля "Ораниенбаум " , в верхнем парке стоит "Китайский дворец".Свое название он получил из за того, что несколько залов в нем декорированы в духе китайского искусства и с использованием подлинных произведений искусства Китая. Екатерина вторая решила обзавестись собственной дачей и в 1762 году вышел указ о создании летней резиденции.

Собственная дача Екатерины второй. Фото автора.
Собственная дача Екатерины второй. Фото автора.

Строил резиденцию итальянский архитектор Антонио Ринальди. Строительство затянулось на 6 лет и еще два года ушло на косметическую отделку здания. Рядом с дворцом построили Каменное зало, где проходили концерты и Катальную горку, где соорудили аттракционы для спуска с горки вниз . В деньгах Ринальди не был ограничен и он закупал для отделки и декора дворца китайский фарфор с редким драгоценным стеклом. Паркет был из редких пород древесины, а плафоны на потолках - это полноценные холсты, закрепленные в подрамниках и прикрепленные к перекрытиям в потолке, выполнены итальянскими живописцами С. Торелли и С . Бароцци.

Плафон на потолке. Фото автора.
Плафон на потолке. Фото автора.

Дворец выполнен в стиле рококо.Само здание снаружи ничем не примечательно, но зато внутри такая роскошь!!! Первый зал, куда мы попадаем с улицы - это Передняя. Плафон на потолке выполнен С. Торелли и называется " Аполлон и искусства".Позже зал использовался как столовая.

Камин в Передней . Фото автора.
Камин в Передней . Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.

Живопись на стенах, камин и вазы, и уникальный паркет -все это можно увидеть в первом же зале. Гардеробная - это название следующего зала.

Фото автора.
Фото автора.

Плафон выполнен С. Бароцци и называется "Суд Париса".

Отделка стены над камином. Фото автора.
Отделка стены над камином. Фото автора.

Изысканная резьба с позолоченной лепниной - так можно охарактеризовать отделку стен этого красивейшего зала.

Фото автора.
Фото автора.

Впрочем все залы этого дворца поражают своей роскошной отделкой. Императрица не жалела денег для себя- любимой и стремилась поразить всех своих гостей из избранного общества богатством и изысканностью.

Картины на стенах зала. Фото автора.
Картины на стенах зала. Фото автора.

Так оформлен следующий зал. Много живописных полотен на стенах в обрамлении красивейших рам, камины, китайские вазы.

Плафон на потолке. Фото автора.
Плафон на потолке. Фото автора.
Фото автора.
Фото автора.
Китайская ваза. Фото автора.
Китайская ваза. Фото автора.

Опочивальня Екатерины и будуар - это следующие два зала, которые я хочу вам показать.

Фото автора.
Фото автора.

Внутри этой спальни висит портрет Екатерины второй.

Еще один плафон. Красота! Фото автора.
Еще один плафон. Красота! Фото автора.
Зеркало в будуаре. Фото автора.
Зеркало в будуаре. Фото автора.

Защитные экраны у каждого камина и всегда они разные.

Фото автора.
Фото автора.

А это Голубая гостиная. Шелковая ткань, которой были декорированы стены, обветшали и были заменены на росписи на холстах художника А. Бейдемана - "Тристан и Нереида", "Мадонна с куропатками" и "Похищение Европы".

Живопись на стенах .Фото автора.
Живопись на стенах .Фото автора.

Зал Муз - это надо видеть своими глазами!!!! Здесь проводились балы и приемы. В интерьере стоят три скульптуры. По углам мраморные бюсты Клеопатры и Лукреция, а в середине зала скульптурная композиция - мальчик на дельфине.

Одна из муз. Фото автора.
Одна из муз. Фото автора.
Один из красивейших залов дворца. Фото автора.
Один из красивейших залов дворца. Фото автора.
Интерьеры Зала Муз. Фото автора.
Интерьеры Зала Муз. Фото автора.
Плафон в зале. Фото автора.
Плафон в зале. Фото автора.

Плафон - Венера, восседающая на облаке в окружении амуров и трех граций.

Интерьеры зала. Фото автора.
Интерьеры зала. Фото автора.

Еще один шедевр во дворце - это Стеклярусный кабинет. Его стены украшают 12 панно , вышитых синелью( ворсистым шелком) и стеклярусом. Из за этого стены блестят и переливаются. Каждое панно находиться в раме с золоченой резьбой, имитирующее ствол дерева. Автором рисунка панно является С. Бароцци - это изображение фантастических птиц и растений. Из за этого панно иногда сравнивают с китайским, но это не так.

Панно из стекляруса. Фото автора.
Панно из стекляруса. Фото автора.
Часы на камине. Фото автора.
Часы на камине. Фото автора.

Стеклярус был сделан на мозаичной фабрике в Усть - Рудице - это недалеко от Ораниенбаума и основателем ее был русский ученый М.В. Ломоносов, а вышивали панно русские белошвейки. Пол же был из смальты и тоже изготовили его на той же фабрике в Усть - Рудице.

Интерьеры Большого зала. Фото автора.
Интерьеры Большого зала. Фото автора.
Барельеф над дверью. Фото автора.
Барельеф над дверью. Фото автора.

Большой зал использовался для приемов. На стенах висят мраморные барельефы Петра первого и Елизаветы Петровны и исполнила их М.А. Колло. Барельефы заключены в овальные медальоны, которые сделаны из красных и голубых смальт. Стены - из мрамора и украшены лепниной в виде гирлянд и веток.

Зал использовался как столовая. Фото автора.
Зал использовался как столовая. Фото автора.

Стол накрыт на 8 человек. Последними хозяевами зал использовался, как столовая.

Это кабинет Павла первого, декорированный в "китайском" стиле. Фото автора.
Это кабинет Павла первого, декорированный в "китайском" стиле. Фото автора.
Кабинет Павла. Фото автора.
Кабинет Павла. Фото автора.
Плафон в зале.Здесь видны окна, которые были замурованы вместе с кабинетом Павла первого во время переделки 1853г., когда в нем заделали дверь, ведущую в кабинет. Фото автора.
Плафон в зале.Здесь видны окна, которые были замурованы вместе с кабинетом Павла первого во время переделки 1853г., когда в нем заделали дверь, ведущую в кабинет. Фото автора.

Сама Екатерина называла свою дачу Голландским домиком, так же, как дворец Монплезир в Петергофе. В середине 19 века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея и две прихожие - антикамеры в итальянском стиле, которые использовали, как столовые, с видом на пруд Сделали они это для того, чтобы сохранить интерьеры дворца .В 1917 году владельцы дворца эмигрировали в Германию, а статус музея он получил спустя 8 лет.Во время ВОВ боевые действия были далеко, но дворец охранялся красноармейцами 48 дивизии. Все ценности эвакуировали в Новосибирск, а фарфор и хрупкое стеклярусное панно спрятали в подвалах Исаакиевского собора, а оттуда их позже забрали в Эрмитаж на реставрацию. Из за осевшего от времени грунта, подвальное помещение дворца нуждалось в постоянном дренаже грунтовых вод. Голубая гостиная и Зал Муз открыли только в 2011 году из за их плачевного состояния, из за влажности. Поэтому дворец открыт для посещения только летом и исключительно в солнечную погоду. Закончу свой рассказ легендой, связанной с юной наследницей рода Мекленбург - Стрелецких - герцогине Наталье, которая скончалась в возрасте 19 лет. После Октябрьской революции ее могилу в парке разорили, из за чего появились жуткие истории про женский плач и стук по деревянному паркету каблучков туфелек. Еще упоминают о призраках, которые бродят по опустевшим залам и мелькают в окнах. Сейчас на месте уничтоженного надгробья поставили памятный камень.

Источник: сайт Википедия.