В городе Ломоносове, на территории дворцово - паркового ансамбля "Ораниенбаум " , в верхнем парке стоит "Китайский дворец".Свое название он получил из за того, что несколько залов в нем декорированы в духе китайского искусства и с использованием подлинных произведений искусства Китая. Екатерина вторая решила обзавестись собственной дачей и в 1762 году вышел указ о создании летней резиденции.
Строил резиденцию итальянский архитектор Антонио Ринальди. Строительство затянулось на 6 лет и еще два года ушло на косметическую отделку здания. Рядом с дворцом построили Каменное зало, где проходили концерты и Катальную горку, где соорудили аттракционы для спуска с горки вниз . В деньгах Ринальди не был ограничен и он закупал для отделки и декора дворца китайский фарфор с редким драгоценным стеклом. Паркет был из редких пород древесины, а плафоны на потолках - это полноценные холсты, закрепленные в подрамниках и прикрепленные к перекрытиям в потолке, выполнены итальянскими живописцами С. Торелли и С . Бароцци.
Дворец выполнен в стиле рококо.Само здание снаружи ничем не примечательно, но зато внутри такая роскошь!!! Первый зал, куда мы попадаем с улицы - это Передняя. Плафон на потолке выполнен С. Торелли и называется " Аполлон и искусства".Позже зал использовался как столовая.
Живопись на стенах, камин и вазы, и уникальный паркет -все это можно увидеть в первом же зале. Гардеробная - это название следующего зала.
Плафон выполнен С. Бароцци и называется "Суд Париса".
Изысканная резьба с позолоченной лепниной - так можно охарактеризовать отделку стен этого красивейшего зала.
Впрочем все залы этого дворца поражают своей роскошной отделкой. Императрица не жалела денег для себя- любимой и стремилась поразить всех своих гостей из избранного общества богатством и изысканностью.
Так оформлен следующий зал. Много живописных полотен на стенах в обрамлении красивейших рам, камины, китайские вазы.
Опочивальня Екатерины и будуар - это следующие два зала, которые я хочу вам показать.
Внутри этой спальни висит портрет Екатерины второй.
Защитные экраны у каждого камина и всегда они разные.
А это Голубая гостиная. Шелковая ткань, которой были декорированы стены, обветшали и были заменены на росписи на холстах художника А. Бейдемана - "Тристан и Нереида", "Мадонна с куропатками" и "Похищение Европы".
Зал Муз - это надо видеть своими глазами!!!! Здесь проводились балы и приемы. В интерьере стоят три скульптуры. По углам мраморные бюсты Клеопатры и Лукреция, а в середине зала скульптурная композиция - мальчик на дельфине.
Плафон - Венера, восседающая на облаке в окружении амуров и трех граций.
Еще один шедевр во дворце - это Стеклярусный кабинет. Его стены украшают 12 панно , вышитых синелью( ворсистым шелком) и стеклярусом. Из за этого стены блестят и переливаются. Каждое панно находиться в раме с золоченой резьбой, имитирующее ствол дерева. Автором рисунка панно является С. Бароцци - это изображение фантастических птиц и растений. Из за этого панно иногда сравнивают с китайским, но это не так.
Стеклярус был сделан на мозаичной фабрике в Усть - Рудице - это недалеко от Ораниенбаума и основателем ее был русский ученый М.В. Ломоносов, а вышивали панно русские белошвейки. Пол же был из смальты и тоже изготовили его на той же фабрике в Усть - Рудице.
Большой зал использовался для приемов. На стенах висят мраморные барельефы Петра первого и Елизаветы Петровны и исполнила их М.А. Колло. Барельефы заключены в овальные медальоны, которые сделаны из красных и голубых смальт. Стены - из мрамора и украшены лепниной в виде гирлянд и веток.
Стол накрыт на 8 человек. Последними хозяевами зал использовался, как столовая.
Сама Екатерина называла свою дачу Голландским домиком, так же, как дворец Монплезир в Петергофе. В середине 19 века для дочери великого князя Михаила Павловича Екатерины Михайловны был надстроен второй этаж, появилась застекленная галерея и две прихожие - антикамеры в итальянском стиле, которые использовали, как столовые, с видом на пруд Сделали они это для того, чтобы сохранить интерьеры дворца .В 1917 году владельцы дворца эмигрировали в Германию, а статус музея он получил спустя 8 лет.Во время ВОВ боевые действия были далеко, но дворец охранялся красноармейцами 48 дивизии. Все ценности эвакуировали в Новосибирск, а фарфор и хрупкое стеклярусное панно спрятали в подвалах Исаакиевского собора, а оттуда их позже забрали в Эрмитаж на реставрацию. Из за осевшего от времени грунта, подвальное помещение дворца нуждалось в постоянном дренаже грунтовых вод. Голубая гостиная и Зал Муз открыли только в 2011 году из за их плачевного состояния, из за влажности. Поэтому дворец открыт для посещения только летом и исключительно в солнечную погоду. Закончу свой рассказ легендой, связанной с юной наследницей рода Мекленбург - Стрелецких - герцогине Наталье, которая скончалась в возрасте 19 лет. После Октябрьской революции ее могилу в парке разорили, из за чего появились жуткие истории про женский плач и стук по деревянному паркету каблучков туфелек. Еще упоминают о призраках, которые бродят по опустевшим залам и мелькают в окнах. Сейчас на месте уничтоженного надгробья поставили памятный камень.
Источник: сайт Википедия.