Катарина фон Бора, жена Мартина Лютера, считается одной из самых важных фигур Реформации благодаря ее роли в определении протестантской семейной жизни.
Мартин Лютер называл ее «Возлюбленная», «Моя настоящая любовь» и часто «Моя прекрасная Кейт». Однако Лютер и его жена Екатерина поженились не по любви. Со временем этот брак стал примером того, какой должна быть протестантская семейная жизнь.
Сбежавшая монахиня.
Катарина фон Бора родилась в 1499 году к югу от Лейпцига в Германии, в семье обедневших дворян из Саксонии. Она жила с родителями и тремя братьями и сестрой. Ее мать умерла, когда ей было всего пять лет, и ее отец женился повторно, отправив Катарину в монастырь. В 1515 году в возрасте 16 лет Катарина приняла обет монахини. В монастыре она научится читать и писать и приобретет некоторые представления о латыни.
После нескольких лет жизни в монастыре, Катарина все больше интересовалась реформистским движением. В то же время все больше и больше возрастало ее недовольство жизнью в монастыре. Она начала сговориться с другими монахинями и готовить план бегства, что было опасным действием, караемым смертью. Катарина связалась с Мартином Лютером, умоляя его о помощи.
Холодной апрельской ночью Катарина и одиннадцать других монахинь спрятавшись на телеге с бочонками рыбы ждали, когда член городского совета и купец Леонард Кёппе тронет лошадей. Каждый удар сердца напряженно отсчитывал минуту за минутой, когда навсегда закончится их монашеская жизнь, к которой их принудили без призвания. Женщинам удалось покинуть монастырь, благодаря побегу, спланированному самим Мартином Лютером. Они рисковали быть жестоко наказанными в случае, если их побег не увенчался бы успехом, но и в случае успеха их ждало неопределенное будущее.
Монахини, семьи которых отвергли бы их должны были найти мужа или работу. Катарина не нашла ни того, ни другого. После двух неудачных предложений руки и сердца, Лютер почувствовал ответственность за судьбу бывшей монахини. В конце концов Екатерина заявила о том, что выйдет замуж только за Лютера или его друга Николаса фон Амсдорфа (1483-1565). Лютер принял вызов и 13 июня 1525 года женился на беглой монахине.
Жена пастора.
Брак с Лютером был очень интересным социальным шагом для Катарины, которая родилась в дворянской семье. Многие рассказы описывают попытки Катарины научить Мартина, который происходил из крестьянской семьи, хорошим манерам. Социальное давление тоже лежало тяжелым камнем на молодой супружеской паре. Филипп Меланхтон (1497-1560), близкий друг Лютера, открыто заявлял, что брак с бывшей монахиней может привести к скандалу, который затронет даже протестантское дело.
Несмотря на бурные события, окружающие их неоднозначный брак, супружеские отношения оказались теплыми, любящими, плодотворными, верными и длительными. Пара переехала в свой новый дом в Виттенберге, и Катарина открыла «новое» призвание, которого не было на протяжении веков: быть женой пастора.
На следующее утро после свадьбы Катарина приступила к исполнению своего нового призвания, подавая завтрак друзьям, которые присутствовали на церемонии накануне вечером. Роль Катарины как жены известного реформатора, матери шестерых биологических детей и нескольких сирот и управляющей его паствой (еще одно нововведение Реформации) стала образцом для жен протестантских пасторов того времени.
Реформаторы твердо утвердили роль жены как очень важное служение на богословских и библейских основаниях и наделили христианских женщин новым достоинством, включив домашнюю работу в служение Господу. Раньше женщины считались благочестивыми только в том случае, если они становились монахинями, но теперь благочестие будет во всем.
Бог в каждой задаче.
Новое призвание Катарины - забота о Лютере, поддержка его работы, следование за ним, воспитание детей и широкий спектр пастырских домашних заданий. Она отремонтировала заброшенный монастырь августинцев, который служил ей домом, принимала гостей, которые останавливались в ее сорока комнатах, регулярно обслуживала от 30 до 40 человек и устраивала трапезы для более чем сотни человек. Она создала самодостаточный дом, возделывая землю, готовя свежий хлеб и сыр, разводя животных, чтобы обеспечить едой семью и гостей.
Во время эпидемий Катарина преобразовала свой дом так, чтобы использовать его в качестве больницы, ухаживая за больными вместе с другими женщинами и медсестрами. Мартин доверял мнению своей спутницы жизни и иногда консультировался с ней по церковным вопросам и вопросам, связанным со своими публикациями. В семье никогда не было полного экономического благополучия. Единственное, что поддерживало их, - это небольшие деньги, которые получал Лютер, и ресурсы, которые они получали, сдавая жилье, которое они предлагали путникам и паломникам в своем доме.
В соответствии с точкой зрения реформаторов, что вся жизнь духовна, Катарина не делала различий между «практическими» и «духовными» задачами и, таким образом, находила силы и утешение для своей повседневной работы, в которой она ежеминутно служила Богу во всех задачах. Катарина также участвовала в «застольных беседах», которые лютеране организовали у нее дома. Она неплохо знала латынь и очень хорошо разбиралась в Священных Писаниях, настолько, что за ужином участвовала в горячих спорах - привычке, которую, очевидно, поощрял ее муж. Она рассматривала свой брак как задачу, поставленную Богом. Хотя она вышла замуж не по любви, отношения превратились в любящий и счастливый союз.
«Я останусь со Христом».
В 1542 году Катарина и Лютер оплакивали потерю своей 13-летней дочери Магдалины, о которой Лютер писал:
Мы с женой должны с радостью поблагодарить Магдалину за такой счастливый уход и благословенный конец. Однако сила нашей естественной любви настолько велика, что мы не можем сделать это, не плача и не скорбя в своем сердце, не переживая ее смерть.
Это горе можно сравнить только с горем Катарины по поводу смерти самого Лютера в 1546 году, когда она описала в одном из немногих дошедших до нас писем следующее:
По правде говоря, мне так грустно, что я не могу никому выразить свою огромную боль и не знаю, как я себя чувствую и что чувствую. Я не могу есть, пить или спать. Если бы я владела империей и потеряла ее, я бы не чувствовал себя так плохо, как чувствовала, когда наш дорогой Господь Бог забрал у меня, и не только у меня, но и у всего мира, этого дорогого и достойного человека.
После смерти Лютера Катарина позже бежала в Торгау из-за вспышки Черной смерти, где с ней произошел несчастный случай. Она умерла три месяца спустя, в 1552 году. Однажды Мартин Лютер сказал:
«Нет ни компании, ни общения, нет лучших или более очаровательных, дружеских и любящих отношений, чем отношения в хорошем браке».
Помимо истории о мужестве и любви, величайшим наследием Катарины была сила ее супружеской верности и благочестивый пример для церкви. Катарина считается одной из самых важных женщин Реформации из-за ее роли в определении модели женщин в протестантской семье.
Говорят, однажды, в солнечный день пара гуляла и Катарина, подняв глаза глаза к небу сказала мужу: «Посмотри на небо, какое оно красивое!», На что Лютер ответил ей: «Да, но оно не для тебя и не для меня»...
Спасибо, что дочитали статью до конца. Подписывайтесь на канал. Помните, я пишу только для вас.