Узнать, что какой-то из аккаунтов взломали — неприятная новость, а для многих и стрессовая. Ведь через взлом аккаунта злоумышленники могут добраться до ценной информации и серьезно навредить.
В тот самый момент, когда вы поняли, что аккаунт взломали, постарайтесь не паниковать, сконцентрируйтесь на том, чтобы свести к минимуму ущерб от взлома.
Важно спасти свои деньги и данные, защитить друзей от мошенников и вернуть контроль над учетной записью. Рассказываем, что надо делать.
Что делать, если не получается войти в аккаунт
Во многих случаях угонщики первым делом меняют пароль аккаунта, чтобы лишить жертву доступа к учетке и спокойно орудовать в ней.
- Первым делом попробуйте сбросить пароль: есть шансы, что взломщики не успели отвязать от аккаунта вашу почту.
- Предупредите о взломе как можно больше знакомых: позвоните близким или напишите им в другом сервисе, опубликуйте сообщение о взломе в соцсетях, где вас читают. Зная о взломе, ваши друзья и родные, скорее всего, не поверят мошенникам, если те начнут рассылать им от вашего имени просьбы срочно перевести денег или что-то еще.
- Если мошенники добрались до аккаунта в платежной системе или к учетке была привязана карта, позвоните в банк или платежный сервис, чтобы тот заблокировал ваш аккаунт или карту.
- Просканируйте компьютер антивирусом, чтобы убедиться, что на нем нет зловредов, ворующих пароли от аккаунтов.
- Попробуйте залогиниться в сервисы, которые привязаны к аккаунту, и отвязать их от взломанной учетной записи.
- Поменяйте в них пароли, как и в тех сервисах, где вы использовали тот же пароль, что и во взломанном аккаунте. Также стоит сменить контрольные вопросы, если они совпадали. А еще лучше — настроить двухфакторную аутентификацию.
- Напишите в поддержку сервиса и попытайтесь восстановить доступ к пострадавшей учетке. Если это удалось, смените пароль и контрольные вопросы, привяжите к аккаунту свои e-mail и телефон и настройте двухфакторную аутентификацию. Она поможет избежать взлома в будущем, потому что мошенники больше не смогут войти в ваш аккаунт без доступа к вашему телефону, даже если разгадают или украдут пароль.
Что делать, если пришло уведомление от сервиса о подозрительной активности
Многие интернет-сервисы предупреждают пользователей о важных действиях с их аккаунтами. Они присылают уведомления, когда вы или кто-то другой меняете пароль, привязываете к учетной записи новый телефон или электронный адрес, заходите с нового устройства или из незнакомого места.
Если вам пришло подобное письмо, а вы ничего не делали, не игнорируйте уведомление. Что нужно сделать в таком случае:
- Попробуйте зайти в свой аккаунт. Только не переходите по ссылкам из уведомления: помимо настоящих писем от сервисов, довольно часто приходят фальшивые сообщения о подозрительной активности в аккаунте от мошенников, которые охотятся за учетными данными. Лучше введите адрес вручную в браузере — или откройте приложение.
- Проверьте историю входов: если в списке есть незнакомые устройства или места, разлогиньте всех, кроме себя.
- Проверьте свои данные: электронный адрес, телефон, контрольный вопрос. Если злоумышленники успели что-то изменить, исправьте.
- Смените пароль. Он должен быть надежным и непохожим на старый. Если вы боитесь его забыть, поможет менеджер паролей.
- Смените пароли везде, где вы использовали ту же секретную комбинацию, а также в учетках, привязанных к пострадавшему аккаунту (например, в онлайн-магазинах, куда вы логинились через взломанный аккаунт соцсети).
Что делать, если пришло письмо от взломщиков с требованием выкупа
Иногда вам могут написать сами взломщики. Могут утверждать, что они проникли в ваш аккаунт, заразили компьютер страшным вирусом, записали на веб-камеру компромат, скопировали переписку и так далее. Злоумышленники угрожают опубликовать собранные данные и требуют выкуп.
На самом деле вас, скорее всего, никто не взломал, а вымогательское письмо мошенники просто рассылают на все подряд адреса из какой-нибудь спам-базы. Если хотите перестраховаться, то можете все-таки поменять пароль от аккаунта, который якобы взломали, — делать это время от времени в любом случае полезно.
Как не стать жертвой взломщиков
Конечно, лучше всего, когда мошенники до аккаунтов просто не добираются. Поэтому, даже если вас не взломали, убедитесь, что ваши учетки как следует защищены:
- Используйте надежные и уникальные пароли.
- Включите двухфакторную аутентификацию.
- Установите на все свои устройства надежное защитное решение, которое не только отловит зловредов, но и предупредит, если учетные данные из какого-то сервиса утекли в Сеть.