Утро в городе - приятнейшее время суток. Даже лучше, чем ночь. Спросите, почему? Потому что город практически безлюдный и безмолвный. Разве что несущиеся по проспектам машины нарушают его тишину.
Летнее утро - приятно втройне. И если вам захочется вдруг посмотреть, как над городом встает солнце, как оно накаляется как мартен, как расправляет свои лучи, чтобы достать ими до самого укромного уголка исторических зданий, выходите из дома часов в 6. Или в 7. Позже город наполнится людьми и звуками, и чувство единения с ним пропадет. Он уже не только ваш, он - общий. Как с этим мириться?
Я люблю ходить по Литейному проспекту в любое время суток. Но утром он, как и остальные центральные магистрали Петербурга, удивительно прекрасен.
К примеру, можно полюбоваться на дом№42 княгини Зинаиды Юсуповой. Его спроектировали и построили (1852-58) в итальянском стиле с элементами барокко сразу два архитектора (один начинал, другой заканчивал) - Гаральд Боссе и Людвиг Бонштедт. Вы этот дом ни за что не пропустите и никогда не забудете, потому что его "парадный подъезд" украшают женские фигуры - кариатиды. А еще он входит в реестр памятников федерального значения.
С Литейного можно свернуть на Кирочную (а можно завернуть в Сад Дружбы, дело вкуса). Кирочную точно так же можно исследовать с лупой. И если вам знакома только Аннекирхе (нынешнее арт-пространство, устроенное в церкви Св. Анны), то предлагаю полюбоваться на бывший доходный дом №6, построенный (1908-09) в стиле модерн для почетного гражданина, зажиточного купца Ивана Екимова архитектором Ван дер Гюхтом. Кстати, у Ивана Михайловича на тот момент уже было несколько доходных домов, но еще один ему не помешал бы. Тем более, что после ввода в эксплуатацию, он приносил ему ежегодный доход больше 50 тысяч рублей. Неизвестно, чем все закончилось бы, если бы не октябрь 1917-го.
Кстати, сама улица появилась на карте Петербурга в 1719-м году, но называлась тогда "5-й улицей от реки Невы". Действительно, до Невы от нее - 15 минут ходу. Была она и Васильевской, а Кирочной стала (1826) благодаря все той же католической церкви Св. Анны. И хотя после этого еще раз меняла названия, именно это - прижилось.
С Кирочной можно свернуть в переулок Радищева, в котором стрит-арта уже нет, а есть выкрашенные краской стены (спасибо добросовестным работникам сферы ЖКХ). А с него - в Манежный переулок, в котором есть магазин-галерея современного искусства. И в ней есть на что посмотреть.
К примеру, меня всегда вдохновляют на подвиги выставленные в витринах бюсты, потому что сразу же хочется записаться на мастер-класс и сделать что-нибудь самой. Руки требуют! Но я прекрасно понимаю, что без художественного образования и собственно таланта, я могу вылепить нечто такое, что с радостью купят экзорцисты. Поэтому прохожу мимо.
Кстати, на Кирочной, 22, есть галерея "Русская живопись", с собственной багетной мастерской.
Идем дальше и сворачиваем на мою, некогда фамильную улицу, которая теперь носит имя Владимира Маяковского. Там столпотворения не бывает в любое время суток. Зато встречаются милые женщины с милыми собаками. Очень воспитанными и благодушными (один пес даже на ручки попросился, видимо, соскучился по общению).
Кстати, на Маяковского, 20, находится популярный в молодежной среде (если принимать во внимание, что, согласно современной классификации, к молодежи относятся лица до 45 лет) кафе-рюмочная "Маяк".
Здесь можно почувствовать себя как дома (в СССР), выпить горячительных напитков и поиграть в домино.
Чтобы вдоволь насладиться тишиной и покоем питерского утра, можно прошвырнуться и по улице Рубинштейна, которая отдыхает от ночных куражей. И представить, как вечером вы сидите здесь, с бокалом сухого в руках, и чувствуете себя на...нет, не на Бали. И даже не в Крыму. В Петербурге, который испепеляет практически африканское солнце!
Но вам-то что? Вы под тентом. Или под зонтиком!