Сегодня мы поговорим о замечательной Линн Хершман Лисон - художнице и кинорежиссере.
Её представления о мире и способ достучаться до сознания людей поражают новизной и вдохновляют.
Необычных феминитивов не будет. Вот совсем.
Первые работы
Линн родилась в семье биолога и фармацевта, что не могло не повлиять на ее увлечение наукой.
И хоть она часто переносила это в свои работы, все же основную роль сыграла её заинтересованность политикой. Участвуя во многих протестах в 60-70-х годах, ей удавалось отразить это в своём творчестве.
Ее ранние работы середины 60-х годов, некоторые из которых были представлены в «Стране грез», изображают загадочных женщин в формах, напоминающих анатомические рисунки. Хершман Лисон изображает их без кожи, так что мы видим их внутренности, которые в основном представляют собой винтики. «Я думала о [рисунках] как о симбиозе между людьми и машинами - женскими машинами», - сказала она.
И самой первой из её работ, которая не могла не привлечь к себе внимание, стала "Дыхательная машина".
Перенеся сложное заболевание, Лисон удалось выжить и более того - рассказать о том, как это было.
"Дыхательная машина" представляла собой восковое лицо, в парике и украшенное бабочками. Ниже одна из вариаций этой работы.
Важным отличием этой работы от каких-либо других, стало появление ...звука.
Дело в том, что при приближении зрителя к фигуре, она начинала вздыхать и кашлять. Другая инсталляция из этой серии могла даже говорить - на диктофон был записан голос самой художницы.
И это настолько было непривычно, что кураторы её выставок запрещали использовать любые устройства, содержащие звук.
В 1966 году, когда в Художественном музее университета в Беркли была показана черная восковая версия лица художницы с записью ее вопросов зрителям, кураторы удалили ее, потому что скульптура содержала звук. «Для этого не было языка, - сказал Хершман Лисон о реакции на такие работы, как «Автопортрет как другой человек» , - и никто не подумал, что это искусство».
Отразив в своем творчестве настоящие эмоции, в ответ художница получила лишь отрицание и критику. Но не потому, что это было сделано плохо! А потому, что было настолько хорошо, что даже пугало.
Работа "Дыхательная машина" отражала две сущности - стереотипное женское лицо (хрупкость, бабочки), и вместе с тем - гниющее, болезненное лицо.
И именно это повергло в шок критиков - столь разные состояния одного человека казались чем-то "ненормальным", в то время как в действительности именно так это и было.
Женщина в 1968 году могла быть многим, но не одновременно женственной и забавной или одновременно сексуальной и умной - и уж точно не женственной и болезненной.
Роберта Брейтмор
Да, работать было тяжело. Такое искусство казалось максимально нежелательным. К счастью, Линн это не остановило. И следующей её работой стало создание Роберты Брейтмор - альтер-эго самой художницы.
Брейтмор представлял собой сильно накрашенную женщину, которая фактически была реальным человеком. У Роберты были водительские права и справка от психиатра - она часто подвергалась насилию и страдала от депрессий.
По словам Хершман Лисон, вдохновение для Роберты Брейтмор было результатом размышлений про себя: «Что, если бы кого-то освободили - если бы они смогли выйти в реальном времени, в реальном пространстве - и стереть границы реальности?»
Персонаж позволил создать еще одну инсталляцию - "Отель Данте", куда и поселилась Роберта.
Она рассылала приглашения многих людям, предлагая жить с ней по соседству. Так, ей удавалось найти новых знакомых и даже посетить несколько свиданий.
Но эта работа оказалась слишком серьезной, неся за собой определенные риски.
Выступая в роли Брейтмора, Хершман Лисон разместил рекламу для соседа по комнате, не подозревая, что в то время секс-работники вербовали женщин, нуждающихся в деньгах. «Роберту попросили присоединиться к банде проституток в зоопарке Сан-Диего», - вспоминает Хершман Лисон. «Они гнались за ней! Когда вы имеете дело с реальной жизнью, у нее другая траектория риска, чем просто смена костюмов для фотографии».
Понимая всю опасность создания такого персонажа, вскоре эта работа нашла свой отклик уже в CyberRoberta.
Создание Роберты не было попыткой "насолить всему миру", скорее наоборот - находясь в том самом отеле, художница видела в себе другого человека. Этот человек был "отрицательным" - Линн не нравились книги, которые она видела перед собой, очки, которые ей приходилось носить. И все, что ей оставалось - "выпустить" эту личность из себя и отправить её в мир.
Я видела в ней зеркало культуры. Если вы собираетесь проанализировать контекст, в котором вы живете, то она была составной частью всех тех стереотипов, которые были у людей в то время.
Роберта ходила на курсы для снижения веса, посещала свидания и старалась быть "как все".
И Линн высказывает на этой счет настолько очевидную (и в то же время - нет) мысль, что не могу не поделиться:
Мне казалось, что у женщин не было никакой истории; что они только начинали осознавать, что их нет ни в каких книгах, что их никогда не воспринимали всерьез. Большая часть работы, проделанной в то время, заключалась в создании истории, контекста того, кем они были и как они вписывались в мир.
На примере Роберты, художница смогла показать всем женщинам - вот, смотрите, это то, из чего вы состоите, это ваша жизнь.
И основная причина, по которой Роберта "гуляла" по миру - это возможность показать этого персонажа всем, кто даже и близко не связан с искусством. Кто не готов ходить в музеи и на выставки. Роберта была фигурой, созданной искусственно, но вместе с тем - она играла роль живого персонажа, который не мог не обратить на себя внимание.
Творчество Линн Хершман Лисон продолжается и по сей день. Её работы восхищают, поражают и заставляют "начать чувствовать".
Если Вам понравилась эта статья, отметьте это лайком, пожалуйста - и мы обязательно вернемся к описанию других работ этой замечательной женщины.
P.S. Интересные ссылки для самостоятельного изучения: