Найти тему
Сделано у нас

Крыло из российских композитов установлено на МС-21

Мне такие новости больше всего нравятся. И знаете почему? Да потому что они очень убедительно доказывают, что в России в принципе нет ничего невозможного.

14 июля 2021 г. на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) завершена стыковка левой консоли крыла к фюзеляжу самолета МС-21-300. Ранее на него установлены центроплан и правая консоль крыла.
Консоли крыла и центроплан изготовлены из российских полимерных композиционных материалов на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск».
Монтаж левой консоли крыла. Кадр из видео ПАО «Корпорация «Иркут»
Монтаж левой консоли крыла. Кадр из видео ПАО «Корпорация «Иркут»

Думаете, я преувеличиваю, думаете, многовато пафоса в моих словах? "Нет ничего невозможного" звучит слишком бравурно?

А между тем это правда. Дело в том, что в большинстве стран мира ситуация такая - если страна что-то не производит, а импортирует, то, скорее всего, она просто никогда и ни при каких условиях самостоятельно этого сделать не может. Ну, например, скажем строит Чехия АЭС, и в тендере участвуют иностранцы, не потому, что так выгоднее, а потому, что Чехия неспособна построить современную безопасную АЭС.

В России не так. Россия закупает что-то заграницей потому, что зачастую это просто экономически или политически выгоднее, чем делать самостоятельно. Скажем покупать у Украины вертолетные двигатели было выгодно политически (вариант "назло бабушке отморожу уши" не рассматривался как идиотский, кто же знал... ), но когда Украина сделала себе "харакири", Россия довольно быстро сделала всё сама. Или, скажем двигатели для Суперджета было выгодно сделать совместно с Францией, но сегодня уже нет сомнений, что Россия завершит разработку ПД-8. Или, опять же, на МС-21 ставят американские двигатели, но Россия завершила разработку ПД-14.

МС-21 - обе консоли установлены! Кадр из видео ПАО «Корпорация «Иркут»
МС-21 - обе консоли установлены! Кадр из видео ПАО «Корпорация «Иркут»

И таких примеров масса, вопрос "могу-не могу" не стоит, стоит лишь вопрос целесообразности и приоритетов. Много ли таких стран в мире? Думаю это США, и где-то рядом Китай. Поэтому нет, фраза "Нет ничего невозможного" для России хотя и звучит пафосно, но при этом вполне отражает реальность.

Вот история с композитами для МС-21 как раз из этого ряда. Мы могли сделать сами эти материалы, но экономически выгодным было купить у именитых, зарекомендовавших себя на мировом рынке производителей. Кто же знал, что они решат добровольно отказаться от русских денег. Это лишь немного задержало проект, но сразу было понятно, что остановить его таким образом будет невозможно.

Я напомню, что крыло установлено не на опытный лайнер, а уже на серийный, который строится для первого коммерческого заказчика. То есть в качестве российского аналога настолько уверенны, что ограничились лишь статическими испытаниями в ЦАГИ, и не стали строить опытный лайнер с новым крылом.

Отечественные материалы для производства композитных конструкций разработаны при участии МГУ и предприятий Росатома. При изготовлении крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.

Кстати, и сам лайнер МС-21 это из той же области "нет ничего невозможного". До поры до времени было выгодно покупать иностранные самолеты, но они все больше и больше устаревают, а ничего нового ни Боинг ни Аэрбас пока даже не планируют. Поэтому в какой-то момент появился смысл создать свой лайнер, но не такой же как у них, а на новом технологическом уровне, ведь применение жестких и легких композиционных материалов позволило разработать крыло большого удлинения и улучшить аэродинамику самолета МС-21, что, в свою очередь, дало возможность увеличить диаметр фюзеляжа для повышения комфорта пассажиров. МС-21 это первый в мире лайнер с композитным крылом в своем классе.

Так что не нужно стесняться говорить, что для России нет ничего невозможного, потому что это правда.

Напоминаю, проект теперь есть и в Instagram: @sdelanounas.ru, подписывайтесь, там публикуется то, что не публикуется здесь.

Обратите внимание на статью: Вот теперь совсем красавец! МС-21 с двигателями ПД-14 после покраски

И лайкнуть не забудьте :)