Крайне неважная ситуация сложилась в последние недели с закачанными в хранилища европейских стран запасами природного газа. Что бы обеспечить потребителей нужными им объемами Газпрому приходится буквально выкачивать из них последние остатки, компенсируя тем самым резкое падение объемов транзита из-за начавшегося на газопроводе «Ямал-Европа» планового профилактического обслуживания. Да, его в этот раз провели в минимально возможные сроки — всего за несколько дней, но тем не менее, только из двух принадлежащих российскому концерну хранилищ на территории Германии и Австрии («Реден» и «Хайдах») всего за одни сутки внепланово изымалось свыше 25 млн кубометров. В итоге к моменту завершения профилактического обслуживания газопровода запасы в этих хранилищах находились на исторически минимальных уровнях — соответственно, 9% и 11%.
Запасы газа в Европе — на критически низком уровне
Такая аномальная ситуация возникла впервые за достаточно длительное время — теплые зимы последних лет приучили европейцев к тому, что тепло и электричество в их домах будет всегда, в любое время года. Однако, по состоянию на середину лета впору бить тревогу - рекордное падение газовых запасов настоятельно требует их пополнения. А сделать это можно лишь в случае резкого наращивания транзитных мощностей, поскольку имеющихся в наличии недостаточно для заполнения хранилищ до безопасного уровня. Сегодня же в них находится всего около 52 млрд кубометров, что является историческим рекордом. Картина особенно неприятная в сравнении с прошлым годом — тогда европейские газовые запасы на этот момент составляли примерно 86 млрд кубометров.
Положение дел усугубляется еще и тем, что с 13 июля на профилактический ремонт встал и газопровод «Северный поток — 1». Это плановое мероприятие займет больше времени — около десяти дней и такой перерыв означает потерю свыше 1.6 млрд кубометров газового транзита (в сутки по СП-1 поступает чуть больше 160 млн кубов). Это может привести к полной остановке закачки газа в хранилища Германии, которые и так отнюдь не ломятся от его запасов.
Ситуацию могли бы спасти поставки в Европу сжиженного природного газа (СПГ), однако, сейчас крупнейшие его поставщики не слишком-то стремятся доставлять свой товар в этот регион. Ведь есть куда более выгодные направления, где за него платят заметно больше - в первую очередь, это страны Азии, а также Южной Америки. Туда и идут сейчас избытки имеющегося на рынке СПГ. А кроме того, в конце июня на ремонт встал один из крупнейших европейских хабов — нидерландский Gate, через который потребителям ежесуточно поступало свыше 40 млн кубометров.
Одним словом, какой-то злой газовый рок преследует Европу в последний месяц, заставляя энергетические компании нервничать накануне холодного сезона. Ведь остаться без отопления будет чревато тяжелыми последствиями даже для южных стран, где зимой гораздо теплее, чем в Германии.
Что может спасти Старый континент? Только СП-2!
Что бы исправить ситуацию Газпром начинает использовать по максимуму все доступные ему законтрактованные транзитные мощности. Однако, единственное доступное направление, по которому можно увеличить газовый поток — украинская ГТС. Здесь стоимость дополнительного бронирования стоит примерно в 2 раза дороже транзита через СП-1 и в три раза — чем через Польшу. Поэтому Газпром ежесуточно бронирует всего 15 млн кубометров дополнительной прокачки, ставя тем самым европейцев перед непреложным фактом - для гарантированного разрешения проблемы выход только один — скорейший ввод в эксплуатацию газопровода «Северный поток — 2». И в Европе это прекрасно понимают, судя по тому, что строительство СП-2 в настоящее время завершается ускоренными темпами.
Так что есть все основания предполагать, что функционировать он начнет уже осенью нынешнего года. Это косвенно подтверждает и снижение в последние дни спотовых цен на газ, действующих на бирже TTF — самой ликвидной на континенте.
Европейцы — ребята прагматичные и экономику понимают вполне неплохо. Поэтому нет сомнений, что СП-2 будет достроен и введен в эксплуатацию уже в этом году, как и говорил на ПМЭФ-2021 В.Путин. Другого выхода встретить Новый год в теплых домах у Германии и ее соседей просто нет.