Найти в Дзене
Хьюстон, у нас отмена

Зачем кораблю округлый выступ на носу, как он выглядит изнутри, и почему не на всех судах он есть?

Вытянутый и задранный кверху бульб
Вытянутый и задранный кверху бульб

Носовой бульб - это округлый каплевидный выступ на носу корабля, танкера, сухогруза, круизного лайнера или любого другого плавсредства, который нужен для снижения расхода топлива и увеличения дальности хода. Также этот выступ на носу используется как лежанка для всякой морской живности.

Бульб как лежанка для морских обитателей
Бульб как лежанка для морских обитателей

Принцип действия бульба заключается в том, чтобы волна от носовой части судна поднималась, не касаясь стенок носа. На рисунке ниже показано, как носовой бульб формирует волну, и как волна формируется без него. У судна с бульбом волна формируется так, что стенок судна она не касается, а у судна без бульба волна омывает стенки носа. В результате бульб на носу экономит 13 - 15 % топлива, увеличивает скорость и дальность плавания.

Принцип действия бульба
Принцип действия бульба

Однако само наличие этого причудливого выступа на носу не гарантирует экономию топлива. Не зря его массовое использование началось только после внедрения компьютерного моделирования. Это связано с тем, что его оптимальную форму довольно сложно просчитать, и она сильно зависит от формы и протяжённости самого судна.

Волна формируется перед судном
Волна формируется перед судном

Так например есть бульбы, которые приплюснуты и задраны кверху. Есть просто вытянутые и незадранные. А есть и вытянутые и задранные. Как можно видеть, размеры этих бульбов сопоставимы с размерами самого судна, и материала на них идёт довольно много, не говоря уж о трудозатратах.

Вытянутый и не задранный кверху бульб
Вытянутый и не задранный кверху бульб

Носовые бульбы внутри полые и внутри них есть большое количество усилений, а также переборок и прочих гидрозатворов. При столкновении судна с препятствием, например с рифом или айсбергом, страдает прежде всего носовой бульб. При этом срабатывает система автоматического задраивания гидрозатворов бульба, чтобы вода не затопила всё судно. Внутри пространство этого бульба настолько обширно, что одним кадром всё не снимешь, а множество кадров будут однотипными и похожи друг на друга.

Внутри бульба
Внутри бульба

Этот носовой выступ нужен прежде всего массивным и протяжённым судам с большой осадкой. При их крейсерской скорости движения они не задирают свой нос, и поэтому им нужен бульб для правильного формирования волны. Другое же дело, когда мы рассматриваем типичную яхту среднестатистического миллиардера. На таких судах, пусть даже и массивных, и протяжённых, и с большой осадкой, устанавливаются мощные двигатели.

Яхта, которой не нужен носовой бульб
Яхта, которой не нужен носовой бульб

При максимальной скорости такие мощные яхты задирают свой нос, и поэтому если бы у них был бульб, то он оказался бы в воздухе, никак не участвуя в формировании волны. Да и расход топлива, а также экономичность для владельцев подобных яхт - это не повод устанавливать на носу некрасивый выступ.