На нашем хуторе, основанном ещё в допетровские времена, по сей день можно увидеть кирпичные дома, выстроенные до революции 1917 года. В этой публикации покажу Вам один из них.
Здравствуйте! Архитектура давно ушедшей эпохи вызывает у меня живой интерес. Приезжая в какую-нибудь деревню или гуляя по уездным, губернскому городам, любуюсь и с интересом рассматриваю старинные дома. Как чудом сохранившиеся ухоженные, реконструированные. Так и пребывающие в запущенном или даже разрушенном виде. Всё-таки есть в них какая-то своеобразная красота, шарм. Помимо глубокой проблемы брошенных земель и деревень, я думаю, существует и обратная сторона такого бедствия. Обезлюдевшие места стоит посетить даже для того, чтобы ощутить особенную атмосферу, подумать о чём-то важном.
Вот и я ещё по весне сходил на другой конец деревни, можно сказать, на вторую небольшую улицу, где также живут люди. Но заброшенных домов тут немало. Особенно старинных, выстроенных из красного самодельного кирпича, обожжённого прямо здесь, в нашей деревне. Один из них − совсем небольшой, всего на 3 высоких окна по фасаду.
Местность вокруг поросла деревьями. Помимо молодняка можно заметить в непосредственной близости к стенам довольно спелые деревья.
Сейчас, когда ветер во всю гуляет в листве этих зарослей, краснокаменные развалины с сохранившимися элементами декора буквально утопают в глубоком море зелени. А проезжая мимо, можно даже не заметить стены с вымытым дождями известковым раствором.
Заглянуть внутрь не составляет труда. Нужно всего лишь подойти к боковой стене, от которой осталось лишь где-то полтора метра кладки. То ли строение, повидавшее множество людей и событий на своём веку, разбирали, то ли оно само так ровнёхонько развалилось.
От комнаты не осталось и следа. Давным-давно исчезли все деревянные детали: пол, потолок, крыша. Осыпалась вся некогда белоснежная штукатурка. Её фрагменты остались лишь в оконных проёмах. Зато чуть ли не из середины полуразрушенной коробки растут берёзки. Они − как символ перемен, новой жизни, перерождения. И действительно, на развалинах старого, ушедшего, появилась новая, пусть и дикая жизнь.
За кирпичным домом от надворных построек остались лишь пара пологих ям. Вероятно здесь были погреб, ледник, где хранились продукты. Рядом должен быть и колодец. Его же могли засыпать, чтобы никто в него не провалился. Ведь населённый пункт и по сей день является жилым.
Далее начинается огород. Его площадь неспешно покрываться молодыми деревьями и кустами. Из года в год они становятся всё выше и пышнее, закрывая развалины от людских глаз и с обратной стороны. Уже и не узнать, когда в последний раз эту землю «резал» плуг. Теперь − это вотчина разнотравья.
Как Вы считаете, есть ли у этих стен будущее? Можно ли их отстроить в настоящий дом для круглогодичного проживания? И взялся бы кто-нибудь за такую работу? Ведь повреждения фатальные. Хотя, на мой беглый взгляд, поистине монументальный фундамент пребывает ещё в хорошем состоянии. Умели раньше строить...