В 1983-м году «Моторхэды» записали альбом, который на их ни прошлое, ни на будущее творчество не был похож вообще. Это был самый угарный, и вместе с тем самый мелодичный альбом группы. И заслуга такого впечатляющего эксперимента принадлежала вовсе не Лемми и никому другому, а только новому гитаристу группы – Брайану Робертсону.
Как вы думаете, какой альбом 1983 года самый громкий, убойный, самый угарный, отвязный, и при этом самый мелодичный? Давайте прикинем.
Iron Maiden? Нет, он мелодичный, может, громкий, но он не угарный. Metallica – угарная, убойная, но не мелодичная, и вообще это дебют, в музыке слышна некая неуверенность. Black Sabbath? Нету мелодики, да и отвязным этот альбом не назовешь. Kiss? Слишком помпезно, хотя и громко. Может быть Dio - но он слишком серьезен, и в нем нет угара. Оззи в 1983-м году создал слишком правильный по академическим меркам альбом, который тоже отвязным не назовешь. Возможно, только альбом Judas Priest мог бы полностью соответствовать всем заявленным выше критериям, но JP в 1983-м не выдали никакого альбома.
В общем, самым громким, убойным, угарным, отвязным, и при этом самым мелодичным я считаю альбом Motorhead «Another Perfect Day». И, самое что интересное, это самая переломная работа «Моторхэдов», совершенно непохожая ни на то, что они сделали до этого, ни на то, что они сделают после этого. Это вообще как вершина айсберга посреди океана, причем поверхность океана – это всё творчество группы, прямое, как палка.
И только «Another Perfect Day» возвышается над всей этой картиной как памятник Наполеону посреди Среднерусской равнины. Понятно, что такого памятника на Руси нет, но если бы он там был, то картина выглядела бы именно так. Сияние всемирного гения посреди сожравшей его чужой цивилизации.
А если ближе к делу, как говорил Мопассан, то альбом 1983 года – это лучшее из того, что создала группа за 40 лет своей убойной деятельности, даже несмотря на то, что в год своего выхода альбом не был понят поклонниками «Моторхэдов». Сам Лемми Килмистер все время заявлял, что таким выдающимся альбом получился именно из-за своего экспериментального направления. При этом сам Лемми и барабанщик Фил Тэйлор экспериментировать и не думали. И в мыслях не было.
Экспериментатором был исключительно новый гитарист группы Брайан Робертсон, бывший участник групп Thin Lizzy и Wild Horses (о последней группе я писал тут: «Супергруппа с полным звездным составом, которая так и осталась за бортом известности»).
Кроме того, Робертсон был давним собутыльником Лемми, потому именно к нему тот бросился, когда из Motorhead внезапно свалил гитарист Иэн Кларк. А Брайан как раз тогда был не у дел, и он согласился с огромной радостью, тем более что он шел в новую банду не как рекрут, а как ближайший кореш.
Ну, в общем, ничего не подозревавшие Лемми и Фил написали и записали свои части песен и уехали бухать на пару в отпуск, а Брайан остался новый альбом доделывать. Вот он его и доделал, как и мыслил в тот момент полной творческой свободы. Стиль работы Робертсона очень понравился продюсеру Тони Платту, и они вдвоем сварганили то, от чего потом пришли в ужас другие участники группы. Однако менять что-то было поздно, альбом пошел в производство, а кто не успел – тот опоздал. Бухать надо меньше.
Вообще-то Брайан Робертсон бухал не меньше своих коллег по «Моторхэд», но в мелодике и гитарной технике он понимал поболее Лемми. А так как надзора за ним со стороны коллег не было, то он наворотил на ленту столько гитар, сколько вообще влезло, причем самых разных, диких и разнообразных. Когда Лемми услыхал готовое изделие, он пришел в ужас: «Как же мы это всё будем играть на концертах???».
Но Робби успокоил его, пообещав всё уладить в лучшем виде. И он на самом деле уладил. Когда группа поехала на гастроли, Брайан играл на концертах как Бог. Лемми, прекрасно осведомленный о профессиональных способностях своего кореша в прошлые годы, все же был поражен многократно усилившейся энергией, с которой скрежетал на своей гитаре Робертсон. Такого убойного гитариста у Motorhead еще не было и не предвиделось.
Забегая вперед, следует сказать, что когда в том же 1983-м Брайан Робертсон покинул группу по имиджевому несоответствию, и на его место были взяты целых два гитариста, то они вдвоем не могли воспроизвести на сцене звуки, которые Робби с легкостью воспроизводил в одиночку. И до самых 2000-х ни одной песни с этого альбома «Моторхэды» не играли. Уже под занавес существования группы песни Робертсона попытался воспроизводить гитарист Вюрзель, проигравший к тому времени в группе более 20 лет. Но в его исполнении песни с альбома «Another Perfect Day» ну не слушаются вообще никак, хотя этот гитарист тоже от Бога.
Просто он не умел экспериментировать с таким вдохновением, как Робби.
На аудио: исполнение песни "Another Perfect Day" в живую на концерте в 1983 году с Брайаном Робертсоном на гитаре
Брайан Робертсон был очень творческой личностью, и в Motorhead он попал по ошибке. Он сделал самый большой музыкальный эксперимент в своей жизни и подарил «Моторхэдам» лучший их альбом. Сам по себе, конечно же, он был чистым технарём, и не умел сочинять такие блестящие песни, какие умел сочинять Лемми.
Но тут как раз тот случай, когда Композитор пересекся с Музыкантом. И получился «Another Perfect Day», который, вообще-то следовало бы назвать иначе, например - «Судный День Моторной Головы».
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы
Гитарист «Judas Priest» Гленн Типтон свой первый диск записал еще в 1973 году
10-ка лучших рок-альбомов 1980 г., определивших развитие тяжелой музыки на все времена