В эпоху Феодальной раздробленности на Руси канонизировали, прямо скажем, ВСЕХ, аки во времена британских корольков Раннего Средневековья, во владениях которых, по выражению Марка Твена,
можно было стоять в самой его середине и швырять камешки в соседнее государство. «Королей» и «королевств» в Британии было столько же, сколько в Палестине при Иисусе Навине, и жителям приходилось спать, поджав колени к подбородку, потому что нельзя было вытянуть ноги, не имея заграничного паспорта.
Вот так же и наши князья.
Канонизировали за всё: церковь построил - молодец, вот теперь и молись за нас на том свете, а мы тебе будем молиться! И неважно, что все они друг с другом грызлись и дрались за власть - зато храмы строили...
Нет, были, конечно, исключения: вроде Дмитрия Шемяки (внук св. Дмитрия Донского, брат св. Дмитрия Красного), прозвище которого до нас дошло как нарицательное обозначение взяточника.
(Дмитрий Юрьевич был отлучен от Церкви, хотя и совершил в новгородский Георгиевский собор богатый вклад - плащаницу; преп. Пафнутий, кстати, не послушался указания митрополита не поминать усопшего в службе, за что даже отсидел срок, и не принял в монастырь отравителя князя. Но все-таки отлучение от Церкви - дело серьезное.)
Святой Фёдор Ярославич (1219-1233гг.), брат св. Александра Невского, мужа св. Александры, и жених св. Евфросинии Суздальской, был князем новгородским всего год и умер в возрасте 13-и лет. Тело его было погребено в каком-то там соборе в Новгороде, и все о молодом князе как-то позабыли, пока не наступило Смутное время.
Вернее, пока оно не закончилось: перед уходом шведские оккупанты вели себя в русских крепостях как мародëры, и Юрьев монастырь в Новгороде, где правил тогда "воевода" Якоб Делагарди (1583-1652гг.), не стал исключением. В 1616 году, грабя обитель, шведы обнаружили в гробнице Георгиевского собора какую-то мумию в княжеской одежде, вынув, прислонили её к стене и сразу же о ней забыли. Однако местная братия проявила к телу больший интерес, и вскоре митрополит Исидор, признав останки нетленными, с дозволения Делагарди перенес новоявленные мощи, как выяснилось по спискам - того самого Федора Ярославича, в Софийский собор, где к ним началось активное паломничество...
***
Спустя триста лет, в начале XX века, когда атеисты в ходе кампании исследовали православные святыни, видный антрополог В. В. Гинзбург определил, что тело принадлежало коренастому мужчине лет сорока, а позже, в 1987 году, новгородский археолог В. Л. Янин произвел судебно-химическое исследование останков.
Их обладателем оказался Московский, Галицкий и Углицкий князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, родившийся в начале и умерший в 53-ем году XV века вследствие отравления мышьяком. А также, напомню, ОТЛУЧЕННЫЙ ОТ ЦЕРКВИ.
Тем не менее, паломничества к мощам благоверного Федора продолжаются. Во всяком случае, останки по-прежнему признаются оными с 2012 года.
Другие - не желающие, видимо, поклонятся мощам почитаемого едва ли не Каином князя - считают, что мощи Федора хранятся с останками его матери - в Свято-Георгиевском храме города Владимира. (Предание, гласящее о нахождении мощей в этом храме, нанесено на его стену.)
Параллельно в 1930-ом году М. К. Каргер обнаружил в саркофаге у южного входа в тот же Георгиевский собор Новгорода разбросанные кости подростка, экспонировавшиеся в Юрьевом монастыре до оккупации Великого Новгорода фашистами, которые и уничтожили останки благоверного князя.
Ребят, я не выдумываю - сам православный, но вся информация взята не из секретных документов, а из открытых источников:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Фёдор_Ярославич
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Дмитрий_Юрьевич_Шемяка
Так что часть верующих сегодня поклоняется мощам отлученного от Церкви князя Шемяки, другая часть - неким останкам во Владимире, и все думают, что это мощи святого Федора, тогда как они уже около 70-и лет как уничтожены.
Кстати, о подобных парадоксах со святынями читайте статьи на моем канале:
и