Царевна Наталья Алексеевна была единственной взрослой родной сестрой царя Петра I. Все другие его сёстры были ему сёстрами только по отцу – царю Алексею Михайловичу. Их родила первая жена этого царя – Мария Милославская. Вторая жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина, родила, кроме Петра и Натальи, также дочь Феодору, но та умерла в раннем детстве.
Отношение Петра к сводным сёстрам
Шесть дочерей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Милославской выросли взрослыми: Евдокия, Марфа, Софья, Екатерина, Мария и Феодосия. Все они испытали на себе гнев своего державного брата, все побывали в тюремном заключении. Четыре из них скончались монахинями.
Ещё в 1689 году Пётр I низверг свою сестру Софью с положения регентши и посадил её в Новодевичий монастырь. После поражения стрелецкого мятежа 1698 года Пётр заставил её, а также трёх других сестёр – Евдокию, Марфу и Феодосию – постричься в монахини. Екатерина побывала в тюрьме, но была выпущена. Однако в 1716 году она была снова арестована и спустя два года умерла под домашним арестом. Мария просидела три года – с 1718 по 1721 – в Шлиссельбургской крепости. Все они умерли раньше Петра I. Впрочем, они были старше его.
Достойно удивления, что ни одна из них не успела выйти замуж до воцарения Петра I. Хотя в 1682 году, когда 10-летний Пётр формально вступил на престол, старшей из них – Евдокии – было уже 32 года, а младшей – Феодосии – 20 лет. Тем не менее, нет никаких данных о том, что их пытался выдать замуж их отец, царь Алексей, или старший брат, царь Феодор III. По-видимому, дочери царя Алексея Михайловича исходно предназначались к жизни монахинь – настоящих или «монахинь в миру». Это, как и то, почему регентшей при юных царях Иоанне Vи Петре I стала не самая старшая их сестра Евдокия, и не вторая по старшинству Марфа, а только третья, Софья, навсегда, видимо, останется загадкой.
Единственная родная сестра царя
Не стала исключением и судьба единственной родной сестры Петра Великого – Натальи. Она тоже умерла незамужней и раньше своего брата. Хотя, в отличие от сводных сестёр, разделяла его увлечение западной культурой и всячески поддерживала его реформы.
Ещё в юности Пётр брал с собой сестру, которая была младше его на один год, в свои поездки в Немецкую слободу. Вероятно, что Наталья росла не чуждой тех пирушек, которые Пётр постоянно устраивал в Кукуе со своими иноземными друзьями. Правда, её участие во «всепьянейшем соборе» Петра Iне просматривается по сохранившимся источникам.
Известно, что Пётр всю жизнь сохранял внимание к родной сестре, всегда старался обрадовать её письмом по случаю какого-то радостного события в своей жизни, будь то строительство ботика, закладка Санкт-Петербурга или Полтавская победа. Но он заставлял Наталью вести жизнь затворницы и никогда не пытался выдать её замуж. Наталья скончалась старой девой в возрасте 42 лет. Неизвестно, был ли у неё когда-либо любовник. Скорее всего, не было, потому что Пётр очень строго относился к таким вещам.
Наталья навеки прославилась в русской истории как первая в ней женщина-комедиограф. Ей принадлежали четыре собственноручно написанные ею пьесы: «Комедия о святой Екатерине», «Хрисанф и Дарья», «Цезарь Оттон», «Святая Евдокия».
В 1706 году царевна Наталья устроила в селе Преображенском один из первых в России придворных театров. В нём ставились пьесы как её собственного сочинения, так и всякие другие. Актёрами и актрисами были слуги и служанки царевны и первой жены Петра I, царицы Евдокии Лопухиной. Царь передал театру своей сестры весь реквизит ранее основанной немцами на Красной площади «комедийной хоромины». В 1710 году царевна Наталья переселилась в Петербург и там продолжала свою театральную активность. Скончалась она в 1716 году.