Найти тему

Как реализовать потенциал цифрового поколения?

Свыше 70% бизнес-лидеров полагают, что компании, которые не смогут обеспечить подходящую среду для молодых работников, окажутся в очень невыгодном конкурентном положении.

Пандемия COVID-19 ускорила процессы трансформации рабочих мест в офисах. В сжатые сроки она вынудила бизнес предоставить сотрудникам удаленный доступ к корпоративным системам и приложениям, а кроме того, обеспечить их средствами совместной работы. Опрос топ-менеджеров крупнейших компаний, проведенный McKinsey в январе этого года, показал, что в большинстве из них перевод персонала на удаленную работу во время пандемии ускорился в 40 раз. Как новый опыт повлияет на концепции офисов и рабочих мест будущего, какие технологии помогут реализовать эти изменения?

Новые форматы — это тренд?

С начала года эксперты ВЭФ и аналитики сразу нескольких консалтинговых агентств дали утвердительный ответ на поставленный вопрос. Первые назвали удаленную работу одним из пяти трендов, которые будут влиять на глобальный рынок труда на протяжении ближайших пяти лет. Также они спрогнозировали, что за это время примерно 84% работодателей переведут часть своих сотрудников на работу в данном формате. Пять лет спустя, ожидают эксперты ВЭФ, за пределами офиса будет трудиться около 44% персонала.

Примерно в это же время PwС были обнародованы результаты исследования, показывающего отношение к удаленной работе. Согласно им, общемировым трендом становится формат организации труда, предполагающий сочетание работы в стенах офиса и вне их, то есть гибридный. Как отмечают аналитики, сейчас при создании новых или модернизации имеющихся рабочих мест ориентируется именно на него большинство американских компаний.

Сами офисные работники, оценившие за время действия карантинных мер плюсы и минусы дистанционного режима труда, готовы к такой трансформации. Напротив, в ходе опроса они заявили, что хотят «узаконить» сочетание офисной и удаленной работы в пропорции 50 на 50. Заметим, что в этом случае рабочее место сотрудника может находиться не только у него дома, но и в коворгинге, библиотеке, кафе — словом, в любой точке, откуда он сможет продуктивно выполнять служебные обязанности.

Как следствие, пространства офисов перепланируются, в них увеличивается количество и площади зон, предназначенных для совместной работы сотрудников: совещаний, мозговых штурмов, тренингов и встреч с клиентами. Кстати, тренд трансформации рабочих мест уже учитывают проектировщики офисных пространств. Их специалисты отмечают снижение спроса на большие открытые зоны для планировки рабочих мест в связи с увеличением числа мобильных сотрудников.

И надо признать, что такое переосмысление назначения офисов и моделей их использования неизбежно будет продолжено, поскольку меняются и люди — на рынок труда выходят представители поколений Y (их еще называют «миллениалы») и Z. Мир цифровых технологий для них — привычная среда обитания, а их ценности и приоритеты в профессиональной сфере отличаются от представлений об идеальных карьерных траекториях тех, кто сегодня находится у руля бизнеса.

Совместная работа и признание вне офисных стен

Это показало исследование «эффекта цифрового поколения», проведенное компанией Citrix вместе с Coleman Parks Research и Oxford Analytica1.

Наиболее важными аспектами корпоративной культуры представители поколений Y и Z назвали:

  • доступность работы в автономном режиме (83%) и высокую степень доверия;
  • вознаграждение за трудовые достижения (81%);
  • сильное и заметное руководство (79%).

Много значит для таких молодых специалистов и возможность выбора. Им хотелось бы самим выбирать, сколько дней в неделю работать, когда начинать и заканчивать рабочий день и где — дома или в офисе — будет находиться их рабочее место. И хотя сейчас пятидневная неделя с гибким началом и окончанием рабочего дня — самый распространенный ответ, можно предполагать, что в будущем он изменится.

Большинство (68%) представителей поколений Y и Z признают, что удаленная работа в дни пандемии показала им важность социального взаимодействия с коллегами и членами команд. Тем не менее они не стремятся вернуться в офис. Только 10% участников опроса ответили, что хотели бы работать в традиционном формате. Еще 18% молодых респондентов высказались в пользу гибридного режима с преобладанием офисных дней. Тех же, кому не хотелось бы проводить значительную часть времени в офисе, оказалось больше:

  • 21% выбрал гибридный режим с равным соотношением работы из дома и в офисе;
  • 22% предпочли режим, в котором количество домашних рабочих дней преобладает;
  • 29% заявили о желании работать исключительно удаленно.

Особняком в группе сторонников гибридных офисов стоит группа молодых респондентов, начавших профессиональную деятельность в марте 2020 года и потому не имевших возможности поработать в офисе. Почти трое из пяти таких участников опроса (59%) ответили, что в будущем предпочли бы продолжить работать из дома или все время, или большую его часть.

Донна Киммел, исполнительный вице-президент и старший директор Citrix по управлению персоналом, объяснила такой результат особыми приоритетами данной группы молодых специалистов: «Мы обнаружили, что эти работники умственного труда больше сосредоточены на здоровом балансе между работой и личной жизнью, а также между своей культурой и корпоративной культурой компании. Во главу угла они ставят сотрудничество и признание в большей степени, чем их коллеги».

Учитывая мнение представителей поколений, которые выйдут на главные роли в компаниях в 2035 году, можно сделать вывод, что за гибридными офисами будущее.

На пересечении разных миров

Исследование Citrix показало, что бизнес-лидеры очень хотят определить «правильные условия» для работников из поколений Y и Z, и, тем не менее, не понимают их желания и потребности в этой сфере.

Приведем только один пример, показывающий, что эти категории специалистов пребывают в разных цифровых мирах. Так, сегодня лишь 21% бизнес-лидеров использует для обсуждения рабочих задач с сотрудниками сервисы мгновенных сообщений, и только 26% нравится это делать. Сравните результат с 81% молодых сотрудников, которые регулярно обращаются к данному каналу коммуникаций в течение рабочего дня, и 82% респондентов, которые им довольны.

Таким образом, исследователи сделали вывод, что поскольку бизнес-лидеры находятся в разных цифровых средах со своими подчиненными, им трудно разделять чувства, отношения и потребности рядовых сотрудников. В то время как представители поколений Y и Z, у которых цифровые технологии, что называется, находятся на кончиках пальцев, ожидают интуитивной понятности и простоты от своих рабочих мест.

Более того, в ходе опроса выяснилось, что всего 33% молодых специалистов обращаются сегодня для выполнения служебных задач к единой цифровой рабочей среде, тогда как 67% респондентов положительно относится к этой технологии. А значит, работодателям важно помочь таким сотрудникам приобрести опыт ее использования для решения профессиональных задач.

Технологии решают все

Свыше 70% бизнес-лидеров полагают, что компании, которые не смогут обеспечить подходящую среду для молодых работников, окажутся в очень невыгодном конкурентном положении. И почти две трети (63%) считают, что организации, которые не задействуют творческий потенциал и цифровые навыки поколений Y и Z, с гораздо большей вероятностью будут обречены на неудачу.

Доказанный способ избежать подобных сценариев — внедрение технологических платформ, позволяющих командам в целом и каждому из их членов в частности делиться своими идеями, качественно взаимодействовать друг с другом и в конечном счете получать удовольствие от работы.

Эффективность этого подхода объясняется тем, что с помощью подобных платформ сотрудники получают доступ ко всей информации, необходимой им для выполнения работы, независимо от своего местонахождения. Видео-конференц-связь, мгновенный обмен сообщениями, обмен файлами — далеко не полный набор облачных сервисов, на которых держится продуктивный гибридный офис.

Цифровая рабочая среда Citrix Workspace, объединяющая приложения, данные, службы и устройства, находящиеся в облаке или локальных ЦОДах, предоставляет пользователям возможность просто и легко в защищенном и унифицированном режиме получить доступ к своим рабочим средам, приложениям и данным, где бы они ни находились — в офисе, дома или в дороге.

В этой среде сотрудники могут оперативно запускать приложения на разных устройствах и работать с файлами, которые хранятся централизованно и динамически синхронизируются с каждым из них. Технология простого и безопасного обмена файлами предоставляет сотрудникам возможность легко взаимодействовать с коллегами и клиентами.

Особое значение в текущих условиях приобретает безопасность. Независимо от выбранного подхода и устройства, удаленные работники получают доступ к приложениям, файлам и данным на базе модели нулевого доверия. В отличие от виртуальной частной сети (VPN), которая обеспечивает пользователям доступ ко всей сети, Citrix Workspace предоставляет безопасное пространство на собственных устройствах сотрудников, корпоративных и других управляемых устройствах, изолируя и защищая приложения и контент, к которому осуществляется доступ на рабочем месте.

Контекстуальные политики безопасности позволяют не только выполнять идентификацию и аутентификацию пользователей, но и контролировать, какие их действия разрешены в определенном приложении, в зависимости от таких параметров, как состояние пользователя и устройства, местоположение и IP-адрес.

Используя инструменты Citrix Workspace, компании могут создавать и поддерживать эффективные гибридные рабочие среды, позволяя сотрудникам работать с максимальной отдачей. А благодаря возможностям платформы для совместной деятельности Wrike, которая теперь является частью Citrix, они могут гарантировать, что независимо от того, где находятся сотрудники — вместе в офисе или в разных географических регионах — у них будет одинаковый доступ к информации, равная способность вносить свой вклад и выполнять работу.

1* Прим. В опросе об ожиданиях от работы приняли участие 2000 работников интеллектуального труда, рожденных в периоды с 1981 по 1996 и с 1998 года, из 10 стран, а также 1000 руководителей.