Строение психики
Итак, в результате длительных самонаблюдений удалось установить, что моя психика (а возможно психика и других людей) состоит из шести частей - зон, каждая из которых представляет собой память, содержащую специфические для данной зоны психОмы, и мышление - процессы информационной обработки этих психОмов. ПсихОмами я предлагаю называть, обобщённо, информационные компоненты психики, такие, как образы, представления, понятия, умения, фантазии, мысли и т.п.. Кроме того мне известно, как эмоции распределяются по зонам, образуя, в соединении с психомами, эмоцональные мотивы. Эта информация представлена на схеме, где психика изображена в трёх вариантах: 1) как совокупность психомов и эмоций, причём психомы и эмоциональные мотивы (соединения психомов с эмоциями) условно делятся на абстрактные и конкретные по уровню соответствия содержащейся в них информации объективной действительности; 2) состав психики по характеру психомов, присущих зонам; 3) структура психики, как она воспринимается при самонаблюдении.
Логическое, особенностное и учебное мышления в совокупности образуют управляющее мышление. Его функции: 1) ВОСПРИЯТИЕ, эмоциональная оценка ситуации, целеобразование и реализация целей; 2) управление психикой; 3) формирование и логическое оперирование обобщёнными понятиями, речью; 4) формирование и реализация умений; 5) направление и побуждение, с помощью эмоциональных мотивов, активности самосохранения, целенаправленной активности, а также творческой, развивающей деятельности.
Правополушарное образное мышление состоит из трёх самостоятельных мышлений: абстрактно-образного, ассоциативно-образного, образно-деятельного и рационального (теоретического).
Левополушарное особенностное и правополушарное абстрактно-образное мышления образуют, в целом, абстрактное мышление человека – это функция лобных долей мозга, состоящая в осмыслении воображаемых ситуаций, отвлечённых от конкретной реальности, а также особенностей тех или иных предметов и явлений.
Ассоциативное мышление, как известно, образует и сохраняет связи между образами. Функция ассоциативно-образного мышления - более полное, глубокое и всестороннее отражение ситуации с помощью синтеза новых связей и конкретизации зрительных образов, т.е. приближения их содержания к реальной действительности.
В затылочной части мозга расположено первичная обработка зрительных образов и, соответственно, представления о том, что человек видит. Это видение, как правило, отражает ситуацию в динамике и образует таким образом представления об активности, о деятельности человека, поэтому это образно-деятельное мышление.
Рациональное (теоретическое) мышление характерно тем, что его абстрактные образы, подчиняясь определённым формальным правилам, образуют схемы, модели, представления, отражающие объективную действительность в упрощённой форме, это то, что называется «внутренняя модель мира». Функция рационального мышления - волевая реализация, полученных в процессе обучения «теоретических» знаний, представлений и принципов.
Одной из важнейших функций психики является функция приобретения и сохранения умений (навыков). Данная функция осуществляется в левополушарной зоне «учебного» мышления. Здесь запоминается, дифференцируется и интегрируется информация о движениях, действиях, поведении и реакциях человека, как в стандартных и знакомых ситуациях, так и в новых и неожиданных конкретных обстоятельствах.
Функция зоны мотива долженствования - интегрировать в форме абстрактных психомов идеализированные представления о важнейших сторонах жизни (идеологию) и формировать на этой основе мотив долженствования - самый главный мотив психики: веру, уверенность, что и как надо делать в этой жизни («надо», «должен»).
Рассмотрим подробнее наши мышления, а вместе с ними и зоны человеческой психики.
В левом полушарии происходит обработка и хранение психомов, состоящих из нескольких ощущений, воспринимаемых нами в ходе деятельности: зрительных, слуховых, осязательных, обонятельных, двигательных, вкусовых и др.. В левом полушарии расположены четыре психические зоны. Это зона мотива долженствования, зона учебного мышления, зона логического мышления и зона особенностного мышления. Три последних образуют, в совокупности, управляющее мышление. Что интересно, процессы отдельных мышлений управляющего мышления управляются самим же управляющим мышлением, основные функции которого - восприятие любых явлений, внутренних или внешних, логическое принятие решений, реализация принятых решений. То есть, логическое мышление (наряду с рациональным), дополняемое особенностным и учебным, управляет всеми психическими процессами, в том числе другими мышлениями, а кроме того и физической деятельностью человека. Речевое мышление является частью логического мышления, так как словесные понятия, как правило, это обобщённые логические понятия с "навешанными" на них символами-словами.
Восприятие, принятие решений и их реализация всегда осуществляются при активном участии особенностного мышления, которое оперирует абстрактными психомами, отражающими особенности тех или иных предметов, явлений. Оно представляет собой левополушарную часть абстрактного мышления, расположенного в лобных долях мозга. Таким образом, логическое и особенностное мышления взаимодополняют друг друга в отражении действительности. Логическое понятие отражает общую сторону того или иного объекта, особенностные представления - особенности этого же объекта. Например, образ определённого дома разделяется на понятие о доме вообще и на представление об особенностях этого дома. Такая форма отражения позволяет, в отличии от других, мыслить экономно, "вообще", подключая при необходимости "подробности", или наоборот, осмысливать особенности объектов, отвлекаясь от их общих черт. Кроме того такая форма даёт возможность формировать и сохранять в памяти учебного мышления умения и действия индивида, которые, разделяясь на общую и особенную части, легко дифференцируются и интегрируются, преобразуясь в нужные формы.
К примеру, в первые дни и месяцы своей жизни индивид приобретает начальные умения: воспринимать окружающий мир и себя в нём, двигаться, мыслить, общаться. В дальнейшем эти умения совершенствуются, умножаются: интегрируются и вновь дифференцируются. Человек учится говорить: воспринимать и произносить слово, речь; решать различные поведенческие задачи и т.д.. Если я умею, например, ездить на велосипеде, то это умение состоит из общей части (умение ездить вообще) и разнообразных специальных особенностей, относящихся к данному велосипеду, конкретным условиям езды и т.п.. Это умение, при желании и благодаря способности обобщать и выделять особенности, а также интегрировать и дифференцировать, может быть трансформировано в умение ездить на мотоцикле, на автомобиле и т.д..
По мере приобретения умений, человек учиться действовать не только во внешней среде, но и думать, воспринимать, фантазировать. Так, правополушарное образное мышление управляется левополушарным восприятием, хотя обычно человек не задумывается, как это происходит – всё делается «автоматически», бессознательно, но эта бессознательность относительна: люди с общепсихическим стилем мышления мало интересуются механизмом мышления; люди же с рефлексивными или невротическими особенностями вынуждены постоянно отслеживать процесс мышления, его характер и результаты.
Как уже отмечалось выше, образное мышление, при внимательном рассмотрении, состоит из нескольких разнохарактерных участков. В лобной части правого полушария расположено абстрактное образное мышление, основное назначение которого – искать, придумывать и создавать новые идеи, абстрактно обдумывать различные ситуации и соответствующее поведение, а также синтезировать абстрактные эмоциональные мотивы, побуждающие к активности и развитию.
Ассоциативно-образное мышление представляет собой процесс анализа и синтеза хранящихся в памяти образов и представлений. Сохраняя результаты восприятия в памяти, индивид, по мере надобности, извлекает их оттуда, производя всё новые и новые соединения и разъединения образов с целью создания более полного и всестороннего представления об интересующих его объектах, ситуациях, поведении и деятельности.
Абстрагирование и конкретизация зрительных образов – важная часть психического развития личности, наряду с приобретением умений, логическим и рациональным мышлениями. Чем полнее представления личности об окружающем мире, о ситуации, о своей деятельности, тем выше уровень её развития. С другой стороны, абстрагирование выполняет функцию абстрактного поиска новых идей в форме беспорядочного, произвольного комбинирования различных образов между собой. Образующиеся при этом мысли-идеи в большинстве своём не несут полезной нагрузки, но часть из них, так или иначе, оказывает развивающее влияние на личность.
Иногда образное мышление функционирует в форме воображения, т.е. не отражает реальность, а создаёт образы ситуаций, бывших в прошлом или возможных в будущем.